Без сервисов и серверов, но со льготами: российская IT-индустрия пытается адаптироваться к новым условиям
Лента новостей
Многие ли компании лишились сотрудников из-за отъезда специалистов? Получается ли найти замену западным технологиям? И насколько эффективна поддержка со стороны властей?
Объявленное в России Десятилетие науки и технологий, на протяжении которого власти планируют «содействовать вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества», начинается с кризиса. На фоне боевых действий на территории Украины с российского рынка ушли — на время или как пойдет — десятки западных IT-компаний. Корпоративный мессенджер Slack, антивирусы Avast и Norton, графический редактор Figma, сервис рассылок Mailchimp, разработчик корпоративного ПО Oracle, деловые пакеты Google, Apple и Microsoft, плеяда инструментов Adobe — это лишь часть популярных интернет-услуг для бизнеса, доступа к которым лишились или почти лишились российские компании.
С одной стороны, это проблема — часть процессов приходится восстанавливать с нуля. С другой, время возможностей — кто-то же должен заменить ушедшие сервисы. Комментирует президент компании Modum Lab Дмитрий Кириллов:
Дмитрий Кириллов президент компании Modum Lab «Вообще, если говорить про IT, то оно давно разнородное и где-то что-то пострадало, где-то ничего не пострадало или практически ничего. Где-то, если говорить про разные средние и мелкие бизнесы, то можно так или иначе продолжать пользоваться этими зарубежными сервисами, придумав, как их оплачивать. В большей степени, конечно, история затронула и затронет отечественные крупные компании и корпорации, в которых был зарубежный софт и которые этот софт по каким-то причинам не меняли. Что вызывает недоумение, если честно, иногда, особенно когда оказывается, что он в облаке работает и его можно просто по кнопке выключить, и все. Поэтому здесь, конечно, придется как-то выкручиваться. Импортозамещение возможно, но оно невозможно в моменте. Конечно же, финансовые потоки, которые связаны с теми продуктами информационными, которые ушли из России, — они никуда не денутся. На этом смогут заработать наши отечественные компании, но другой вопрос, что нужно, чтобы решения подходили. Где-то такие решения уже есть готовые, где-то эти решения нужно еще допилить напильником, где-то эти решения нужно воссоздавать с нуля. Поэтому ситуация такая неоднородная, я думаю, что колом ничего не встанет, ничего фантастического нет, все можно решить».
Другую проблему можно назвать сокращением конкурентоспособности российских IT-компаний на рынке труда. Действительно, опасения по поводу исхода «табунов» айтишников, звучавшие в первые недели марта, пока не оправдались. Как сообщили «Газете.ру» в ассоциации «Отечественный софт», отъезд сотрудников к середине апреля зафиксировали около четверти опрошенных компаний и в большинстве случаев речь идет об одном работнике. Однако удерживать кадры становится все сложнее, отмечает сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com Денис Кутергин:
Денис Кутергин сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com «Конечно, повлияло. Даже без всей этой ситуации российские IT-компании конкурируют не друг с другом, не с «Яндексом» и «Тинькофф», мы конкурируем со всем миром за таланты, и пандемия была первой волной, которая подтолкнула огромное количество компаний из разных стран к найму людей из других стран, к удаленной работе. И на нашей компании это сказалось: очень многие инженеры, которые работали в регионах, начали сотрудничать с другими западными компаниями. Сейчас это вторая волна, которая, мне кажется, не буду говорить, что забила гвоздь в крышку гроба, но серьезно ударила. И в IT-сфере сейчас не то чтобы апатия, но мне кажется, что каждый второй человек всерьез об этом думает. Понятно, что решения они, наверное, не все примут, но среди моих знакомых людей, близких, коллег, нет человека, который не задумывался бы об этом. Многие из них просто понимают, что даже если не сейчас, то следующий проект мы будем делать где-то в другой локации, в более понятном рынке, где нет всех этих страновых рисков, нет страновых дисконтов, особенно если это венчурная модель. Ну а венчурного рынка у нас и так, можно сказать, не было, а сейчас его и не будет. Поэтому, конечно, это сказалось, и сказалось просто как цунами».
Чтобы остановить волну, потребовался брекватер — им должны стать многочисленные меры поддержки IT-отрасли. Пока в правительстве финализируют условия льготной ипотеки для айтишников, банковская отрасль уже собирает заявки от желающих купить квартиру под 5%, в несколько раз ниже рынка. Работникам IT-компаний теперь положена отсрочка от армии, а самому бизнесу — налоговые льготы и мораторий на проверки. Искушены ли искушаемые? Оценку приводит разработчик в компании Volnatech Александр Смирнов:
Александр Смирнов разработчик в компании Volnatech «Могу только поделиться какими-то ощущениями, аналитику мы не проводили. Льготная ипотека — очевидный плюс, это точно действенная мера. Но есть проблема: льготная ипотека не для всех компаний дается, только для компаний, которые аккредитовало Минцифры. Там тоже есть определенный барьер для аккредитации, и не все компании подходят. Соответственно, не все ребята попали под эту историю. Но в целом это вызвало интерес, и ребята, могу сказать по опыту даже, многие, которые сейчас выбирают нового работодателя, уточняют: аккредитована ли компания в Минцифры. Потому что они понимают, что если компания аккредитована и они пойдут туда, то они получат возможность воспользоваться всеми этими льготами. А если компания не аккредитована, то не важно, IT- ты специалист или не IT-специалист, ты не получаешь никакие льготы. Да, есть еще нюанс, который не учло наше государство, когда делало такие льготы: IT-специалисты довольно-таки давно любят работать по ИП с компаниями, а, соответственно, такие ребята, так как они не оформлены по ТК, не попадают под такие льготы».
Подспорье для отрасли — сравнительная стабилизация ситуации и хоть какое-то успокоение по сравнению с первыми неделями боевых действий. Часть собеседников Business FM в отрасли говорят, что некоторые из уехавших специалистов сделали это на эмоциях и теперь возвращаются в Россию. Хотя о массовой репатриации айтишников говорить не приходится, говорит сооснователь сервиса Combot для комьюнити-менеджмента в Telegram Федор Скуратов:
— Честно говоря, уехавших и вернувшихся я лично не знаю — кто бы вернулся вот так из серии: «Ой, у нас не вышло, мы возвращаемся». Уехавших и осваивающихся на новых местах знаю. Знаю сомневающихся, стоит ли возвращаться. А вот чтобы уехать и вернуться — лично я с такими не общался, это не значит, что их нет.
— Как вы оцениваете: российский айтишник за рубежом? Хватает ли у него навыков, опыта, чтобы найти работу за рубежом, и находит ли в итоге?
— Разработчикам легче всего. Тем, кто занимается кодом. Там, скорее всего, проблем у большинства хороших специалистов не будет. Другое дело — менеджеры, специалисты по технической поддержке, специалисты по коммуникациям в IT и так далее. Все-таки есть сильная привязка к языку и культуре и рынку конкретному. И найти хорошую работу по специальности, будучи айтишником, но не разработчиком, не тем, кто пишет код, — сложнее. И это довольно хорошо видно сейчас, в том числе среди моих знакомых.
Чтобы утолить кадровый голод, в правительстве задумались об импорте айтишников. Законопроект об упрощенном получении ВНЖ в России и отмене требования о патенте на работу для иностранных специалистов аккредитованных IT-компаний внесен в Госдуму в конце апреля. Как сообщили ранее в «Единой России», с учетом возросших потребностей отрасли стране не хватает примерно миллиона айтишников.