Франция и Великобритания столкнулись с дефицитом подсолнечного масла
Лента новостей
Дефицит связан с прекращением поставок с Украины и ограничением на экспорт со стороны России. В Великобритании крупные сети ограничивают его продажу, Франция собирается в следующем году увеличить посевные площади под подсолнечник. Но это форс-мажор, отмечают эксперты, и быстро разрешить ее не получится
Во Франции и Великобритании дефицит подсолнечного масла, которое импортируется, в основном, с Украины. Cупермаркеты вводят ограничения продаж, сообщает Bloomberg. Как эту проблему собираются решить, в частности, во Франции?
Украина, на долю которой до последнего времени приходилось 50% мирового производства подсолнечное масла, не способна поддерживать его поставки на прежнем уровне — в первую очередь из-за логистических проблем. Со своей стороны Россия, которая производит 28% его мирового объема, ввела на его зарубежные продажи квоты и повысила экспортные пошлины на 20%. На первый взгляд, казалось бы, что его можно быстро заменить поставками из других регионов — например Южной Америки или Канады, которая производит знаменитую канолу — низкокислотное канадское рапсовое масло. Но так быстро это сделать невозможно. Из-за того, что в южном полушарии сейчас осень, а в северном все давно распланировано, говорит эксперт молочного рынка, генеральный директор «Petrova 5» Марина Петрова:
Марина Петрова эксперт молочного рынка, генеральный директор «Petrova 5» «Украина была европейским поставщиком растительного масла. В полном объеме компенсировать это будет практически невозможно. Потому что уже запланированы посевные площади, уже закуплены семена. И все, что будет посеяно, подразумевалось под баланс предыдущего года. Заранее каждая страна и каждое крупное предприятие прогнозирует определенные объемы поставок, как внутренних, так и зарубежных. И севооборот формируется каждой страной на основании предыдущих периодов и аналитики. Та ситуация, которая возникла сегодня, — это форс-мажор. И, конечно, к ней ни страны, ни компании не готовы. Ни с точки зрения посевных площадей, ни с точки зрения семенного фонда».
Ажиотаж в потреблении и перспектива дефицита привели к тому, что цены на подсолнечное масло во Франции выросли на 25-30%, а мелкооптовая торговля для профессионалов — такая, как Metro, ограничила его продажу 50 литрами для одного покупателя. И хотя согласно прогнозам, среднегодовой рост цен должен быть меньше и составить всего процентов 10, на фоне ажтиотажа профессиональные потребители переходят на другие виды растительного масла, например, рапсовое, которые тоже подорожали, но не так значительно — в среднем на 4%. Однако им приходится экспериментировать с рецептурой, чтобы конечные потребители не так чувствовали разницу. А она есть, свидетельствует гастрономический эксперт, автор и руководитель проекта Food & Fashion Надежда Славуцкая:
Надежда Славуцкая гастрономический эксперт, автор и руководитель проекта Food & Fashion «Все масла имеют определенный состав микроэлементов, жиров. Что оливковое, что подсолнечное, что кокосовое, что рапсовое, гречишное. Разница очень большая во вкусе. Традиционно, если мы будем говорить для европейцев, можно будет перестраивать очень серьезно кухню. А для европейцев, в принципе, некая эклектика присуща, но не до такой степени. Подсолнечное и оливковое масло не заменить ничем. Рапсовое, конопляное масло, кунжутное очень полезны. И я думаю, что люди, возможно, обогатят не только свой вкус, но и здоровье. Приверженцы подсолнечного и оливкового масла, они будут страдать».
Из-за сложившейся ситуации Франция собирается в 2023 году увеличить посевные площади подсолнечника на треть — с нынешних 600 тысяч гектаров, до 900. Сообщается, что пока что изыскано 120 тысяч дополнительных гектаров. Но в целом отметка в 800 тысяч гектаров будет преодолена уже в текущем году, а в следующем необходимая для удовлетворения внутреннего потребления цифра будет достигнута за счет сокращения посевов кукурузы и, на периферии — за счет залежных земель.