16+
Пятница, 22 ноября 2024
  • BRENT $ 74.58 / ₽ 7509
  • RTS803.70
22 апреля 2022, 19:27 Политика

Reuters: Еврокомиссия допустила оплату за российский газ в рублях

Лента новостей

В документе, разосланным ЕК в страны Евросоюза, значится положение о возможности вносить оплату на счет российского банка с конвертацией ее в рубли. Отличается ли эта норма от президентского указа об оплате газа в рублях?

Фото: Zuma\TASS

Еврокомиссия допускает при определенных условиях оплату за газ в рублях. Об этом сообщило Reuters со ссылкой на письмо, которое ЕК отправила странам Евросоюза. Там указано, что оплата газа в рублях «может включать в схему транзакций Центробанка России». В таком случае это станет нарушением санкций ЕС.

Но при этом в документе Еврокомиссии называется «возможным вносить оплату в долларах или евро на счет в российском банке по существующим контрактам».
Reuters уточняет, что одна из возможных схем оплаты газа в рублях предусматривает открытие компаниями — получателями газа счетов в долларах или евро в российском банке, на которые европейская компания — получатель газа зачисляет валюту, конвертирует ее в рубли и осуществляет оплату.

Эта схема исключает возможность блокирования западными странами оплату за российский газ.

Решение Еврокомиссии Business FM обсудила с гендиректором Фонда национальной энергобезопасности Константином Симоновым:

— Насколько я понимаю, отличия от предложенной Россией схемы нет или что-то все-таки там Еврокомиссия о другом говорит?

— Такая классическая история про стакан, который либо наполовину пуст, либо наполовину полон. Изначально было понятно, что предложение российской стороны, та схема, которая содержится в указе Путина, крайне комфортна для европейских покупателей, потому что она дает все основания сказать, что санкции не нарушаются, потому что сам факт конвертации евро или доллара в рубли совершается Газпромбанком, это все можно прописать в приложении к контрактам, там даже и контракты менять не особо нужно, потому что остается и формула, и объемы, и сроки. По большому счету все равно контракты оказываются пересчитаны через доллар. То есть там камнем преткновения являлся именно сам факт конвертации, но еще раз говорю, за счет вот этих двойных счетов в Газпромбанке и этого транзитного рублевого счета при желании все это можно было и до сих пор можно, как признает сама Европейская комиссия, сказать, что все-таки стакан скорее полон, чем пуст, в этом плане нарушений санкций нет. Но мы же понимаем, что эта история больше не про юриспруденцию, не про транзакции и не про финансы, она больше про политику. Поэтому Еврокомиссия в лице Урсулы фон дер Ляйен жестко заявила, что они провели какой-то мощный анализ и решили, что эта схема нарушает санкции. Потом была утечка Bloomberg, что будет письмо, где будет написано, что эта схема невозможна. Теперь мы видим письмо, где говорится, что в принципе невозможна, но при желании можно. Это хороший знак, это означает, что все-таки еще есть прагматичные люди в Европе, которые сумели доказать, что такой лобовой ход привел бы действительно к перекрытию поставок. А дальше можно какие угодно писать доклады, что мы найдем в этом году 101,5 млрд кубов альтернативного газа, привезем «зеленый» водород из Австралии, еще каких-то сказок насочинять. Но политикам объясняли европейские представители бизнеса, и газового, и химического — потребители газа, что это крайне непредсказуемый эксперимент с европейской экономикой. И пока, судя по тексту, все-таки удалось эту точку зрения донести. Конечно, это не финал этой истории, к теме появления газового эмбарго в седьмом, восьмом, девятом, 25-м пакете санкций обязательно мы будем возвращаться, но на этом этапе все-таки эта борьба экономического прагматизма и политического догматизма, судя по тексту, все-таки пока заканчивается в пользу экономического прагматизма. И даже Шольц сегодня в очередной раз заявил, что отказ, немедленное эмбарго — это катастрофа для немецкой экономики. Мы понимаем, что это действительно объективно так, это следует из расчетов и анализа европейского рынка.

— В то же время Еврокомиссия пишет, что она только дает оценку схеме. Правильно ли мы понимаем, что дальше окончательное решение будет принимать каждая страна ЕС в отдельности, будут ли возражающие?

— Как вы понимаете, именно Еврокомиссия была самым сложным элементом, потому что Европейская комиссия прекрасно понимает, что для нее организованный кризис — это возможность перераспределить в свою пользу дополнительные полномочия. То есть если бы Еврокомиссия сейчас жестко выступила, то для нее это была бы действительно очень хорошая возможность, поскольку она и так выступила в свое время инициатором реформы газового рынка, она написала схему этой реформы, и эта реформа вызвала очень много вопросов в европейских странах и сейчас вызывает вопросы, и цены, которые пошли в рост еще задолго до 24 февраля, тоже вызывают вопросы как результат этого самого реформирования. К Европейской комиссии масса вопросов у компаний и стран, к какому результату привело это реформирование, реструктуризация и прочие процессы, которые мы наблюдаем. Вместо того чтобы оправдываться, Еврокомиссия при помощи этой ситуации, наоборот, начала наступать: мало этого, дайте нам еще полномочия, только через нас все изменения, мы считаем, что такая схема недопустима. Но, видим, все-таки в результате в Брюсселе осознали, что пока еще не время, пока еще это очень чувствительная тема. Поэтому на самом деле Европейская комиссия говорит: да, мы видим здесь возможности нарушения, но все-таки видим, что вы можете торговать по этой схеме, не нарушая санкции при определенных условиях. На национальном уровне, естественно, согласование контрактов будет проходить гораздо спокойнее, потому что на самом деле мы понимаем, что субъектами контракта вообще является не правительство, а компании. У «Газпрома» контракты с компаниями. Компании фактически все либо молчат, либо делают такие заявления, что мы думаем, размышляем. То есть ни одна компания не сказала, что она отказывается торговать с «Газпромом» по этой схеме, потому что компаниям объективно нужен газ. Говорят политики, говорят чиновники, в основном брюссельские чиновники. Поэтому если Брюссель говорит — ну, хорошо, в этот раз ладно, мы вас услышали, допускаем, на национальном уровне и уж тем более на уровне корпораций проблем точно не будет.

Указ об оплате за экспорт газа в рублях в конце марта подписал Владимир Путин. Еврокомиссия и отдельные страны ЕС высказывались против этого. Но, судя по документу ЕК, все-таки согласились.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию