Imperial Tobacco передает российский бизнес местным дистрибьюторам
Лента новостей
На каких условиях может быть заключена подобная сделка и с каким расчетом Imperial Tobacco выбрала столь непростой формат? Эксперты говорят, что его основой являются доверительные отношения, а не юридические конструкции
Табачный производитель Imperial Tobacco передал свой бизнес в России местным инвесторам. В ближайшее время отечественные регуляторы должны согласовать сделку, сообщила британская компания. Она ожидает неденежное списание в размере 225 миллионов фунтов.
В марте Imperial Tobacco объявила о приостановке производства, прекращении продаж и маркетинговой деятельности в России. Она объяснила это невозможностью поддерживать производство на фоне серьезных сбоев в бизнес-процессах. В том числе из-за нехватки сырья.
Табачный производитель владел фабрикой в Волгограде, где производились сигареты таких брендов, как Davidoff, West, Jade, P&S, «Максим» и Myblu. В общей сложности в российском филиале Imperial Tobacco работали более 1500 человек. В компании отметили, что не станут закрывать свои местные юрлица, а также сохранят рабочие места и выплаты сотрудникам.
Что означает списание 225 миллионов фунтов, о котором сообщил Imperial Tobacco? Рассуждает управляющий партнер адвокатского бюро «А2» Михаил Александров:
Михаил Александров управляющий партнер адвокатского бюро «А2» «Если у них был какой-то актив, они должны отразить его убытие — сказать, что мы произвели какое-то списание. В нашей ситуации, как это здесь будет решаться, смогут они потом вернуться или нет, как вообще выглядит эта сделка и передача бизнеса российским инвесторам? Все зависит от достигнутых договоренностей, потому что они могут, уходя, сказать, что у нас тут много активов и обязательств. Любой работающий бизнес — это активы и обязательства, ты должен платить зарплаты, рассчитываться с поставщиками, выплачивать, возможно, банковские кредиты. Можно договориться на условиях бай бэк — мы продаем за рубль, но у нас есть опцион на следующие 25 лет купить это обратно по заранее оговоренной цене. При этом все это время это все ваше, вы извлекаете прибыль такую, какую можете извлекать. В этой ситуации можно и на доверии договориться, если они могут российскому менеджменту передать предприятия и сказать, что будем возвращаться, вернете. Это не юридическая конструкция, безусловно, но бывают и такие примеры».
Для Imperial Tobacco важно передать свои активы российской компании, с которой у нее многолетние доверительные отношения. И это один из крупнейших отечественных дистрибьюторов, считает главный редактор отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королев:
Максим Королев редактор отраслевого информагентства «Русский табак» «С точки зрения их штаб-квартиры эта потеря невелика. Они это наверстают где-нибудь еще. Но бросать просто так тоже не хочется, потому что доля рынка у них на уровне десятки (10%), грубо говоря. Это существенно, завоевать обратно ее будет очень сложно. Им важно, чтобы хоть в каком-то виде, но бренды присутствовали. Даже для начала этих обсуждений нужен очень высокий уровень доверия. Если его нет, то дело некому оставлять, никто просто так кому-то под юридический договор оставлять не будет, поэтому я не вижу никаких вариантов, кроме как с дистрибьюторами, это единственные более-менее мощные российские партнеры, которых можно считать инвесторами и у которых прямой интерес сохранить свой бизнес. Если бренд остается, они с него и дальше, как все эти годы, будут зарабатывать».
Ранее об уходе с российского рынка объявил один из табачных гигантов British American Tobacco, которому в 2019 году принадлежало 20% отечественного табачного рынка. Компания провела так называемый процесс быстрой передачи бизнеса местным инвесторам. Источники «Коммерсанта» отмечали, что активы могут перейти «Группе компаний СНС» — одному из крупнейших отечественных дистрибьюторов в секторе, который работал с британским производителем с 1993 года. По мнению экспертов, стороны могли договориться на обратный обмен при нормализации геополитической обстановки.