Власти Литвы продлили сроки выезда для российских и белорусских фур
Лента новостей
Речь идет о тех, кто не успел покинуть территорию страны до 16 апреля, когда в силу вступил очередной пакет санкций. Изменилась ли сейчас ситуации с очередями из грузовиков на границах с ЕС?
Минувшая суббота, 16 апреля, должна была стать днем икс: вступил в силу пятый пакет санкций, согласно которым российским и белорусским грузовикам запрещено въезжать в Евросоюз, исключение — перевозчики лекарств, почты и нефтепродуктов. Но литовцы выпустили разъяснения: если машины загрузили товар до восьмого числа и прибыли на границу до полуночи 16-го, их должны пропустить на родину после того, как фуры отстоят очередь. Какие-то из этих очередей составляются от 40 до 80 километров. У кого-то из водителей заканчиваются деньги. Некоторым помогают западные — привозят воду и продукты.
Пока настрой европейских транспортных инспекций положительный, рассказывает Алексей Мисаилов, директор по развитию бизнеса FM Logistic в России, несколько машин этой компании сейчас проходят границу:
— Очереди как были, так, примерно, и остались. В среднем — пять-семь дней. При этом таможенным службам Польши и Литвы дали указания максимально быстро оформлять ТС, которые следуют на экспорт из ЕС. Если по каким-то причинам ТС опоздали, то транспортные инспекции европейских стран будут разворачивать либо на место выгрузки, либо на транспортно-логистические терминалы, которые находятся вблизи границы для того, чтобы выгрузить эти ТС, их будут отправлять пустыми по месту регистрации.
— Что касается разгрузки фур, кто тогда оплачивает издержки: владелец товара или транспортная компания?
— Этот вопрос пока не урегулирован. Скорее всего, данные счета будут отправлены отправителям. Будут смотреть условия, на которых проходила перевозка. Пока таких прецедентов не возникало.
До сих пор неясно, что будет с тысячами других грузовиков, которые остаются на территории ЕС. Возможно, их конфискуют местные власти. Представляющий транспортные группы польский чиновник в беседе с BBC выразил обеспокоенность, что такой шаг может привести к аналогичным мерам против польских грузовиков в России и Белоруссии.
Эксперты говорят: в последние недели из-за санкций ЕС на ввоз в Россию некоторых товаров трафик неизменно падал. Да и вообще проблемы на границе с Польшей начались еще в прошлом году. Из-за миграционного кризиса закрылись некоторые погранпереходы. О застрявших и их перспективах говорит президент Национальной ассоциации автомобильных грузоперевозчиков «Грузавтотранс» Владимир Матягин:
Владимир Матягин президент Национальной ассоциации автомобильных грузоперевозчиков «Грузавтотранс» «Крупные более, наверное, правильно могут просчитывать вот эти все риски — они уже выехали. А небольшие компании которые, может быть, в последний момент решили попробовать заработать, попали в эту ситуацию. Я бы, наверное, свои машины не посылал, когда узнал, что вводятся ограничения. Конечно, их — наших перевозчиков — выпустят с территории ЕС, но в данном случае я прекрасно понимаю позицию польской стороны, литовской, латышской, то, что нарушены требования пересечения границы, соответственно, за это положены штрафы, и польские и другие службы миграционные начинают накладывать штрафы на российских перевозчиков и зарабатывать тем самым деньги».
В Белоруссии ввели ответные меры в отношении европейских фур. Как отразится белорусский запрет на рынке перевозок и не потеряют ли работу дальнобойщики? Рассуждает член координационного совета ассоциации владельцев транспортных средств «Дальнобойщик» Игорь Пасынков.
Игорь Пасынков член координационного совета ассоциации владельцев транспортных средств «Дальнобойщик» «Если машина стоит в Европе на учете, то, конечно, у них широкие перспективы, и они будут по всей Европе возить грузы, потому что в Европе снижение грузопотока не видится, я каждый вечер разговариваю с людьми, которые работают в Европе с российскими правами. Но единственное, что говорят, что скоро их полишают всех виз, видов на жительство и так далее, то есть они окажутся без работы, значит, вернутся сюда, будут здесь что-то выдумывать, каким образом работать на прокорм семей».
Многие дальнобойщики переориентировались на Китай еще месяц назад и отправились искать работу на Дальний Восток.