Порты Евросоюза для российских судов теперь закрыты
Лента новостей
Санкционный режим распространяется в том числе на тех, кто сменил флаг после 24 февраля. Насколько ощутимым будет это ограничение?
С 17 апреля страны ЕС закрыли порты для российских судов. Это одна из санкционных мер, ранее одобренных Европейским союзом. Запрет будет распространяться и на суда, сменившие флаг после 24 февраля. Первыми о закрытии своих портов заявили Италия, Румыния, Эстония, Бельгия, Литва и Болгария.
По данным ЦНИИМФ, в морском транспортном флоте, контролируемом российскими судовладельцами, более 62% тоннажа приходится на суда, эксплуатируемые под иностранными флагами.
Как говорят эксперты, «запрет на заход в порты ЕС является проблемой не с точки зрения поставок из ЕС, которых и так не будет, а с точки зрения выполнения дальних маршрутов, так как суда не смогут заходить на дозаправку и техническое обслуживание».
По данным на конец 2021 года, объем перевалки грузов в морских портах России составил 835,2 млн тонн. Приблизительно половина этого объема пришлась на сухогрузы, а половина — на наливные суда. Цифры впечатляющие. Они, конечно, меньше, чем у США или Китая, но больше, чем у таких стран, как Индия, Франция или, например, Нидерланды, через чей порт Роттердам идет значимая часть европейской торговли. Сейчас российским судам, которые зашли в порты ЕС до 17 апреля, дали время для «завершения своей коммерческой деятельности». Новые ограничения скажутся и на импортерах, и на экспортерах. Причем далеко не в равной степени, считает первый заместитель гендиректора по морским перевозкам «Совфрахта» Карен Степанян:
Карен Степанян первый заместитель гендиректора по морским перевозкам «Совфрахта» «Болгария и Бельгия — это страны, куда мы в основном отправляли грузы, то есть это потребители наших экспортных потоков. Эстония — это транзитный пункт, очень большой для российских грузов, через порты Эстонии много отгружалось как раз экспорта. Последствия будут для эстонских портов плачевные в плане того, что они останутся без работы, потому что другого потока у них не было, они жили на российских объемах. По Бельгии и по Болгарии — это для нас хуже, потому что мы не сможем отправлять свою продукцию туда. В России это ударит по тем отраслям, которые были экспортерами, — это деревообрабатывающая промышленность».
Суммарный дедвейт судов, ходящих под российским флагом, на 1 июля 2020 года составлял 7,7 млн тонн. То есть это всего несколько процентов от международного грузооборота России. Большинство судов, которые необходимы для коммерческой деятельности, в основном из соображений налогообложения ходят под флагами стран типа Панамы. Поэтому запрет имеет скорее символическое, а не практическое значение, считает управляющий партнер адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» Кирилл Маслов:
Кирилл Маслов управляющий партнер адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» «Российский флот состоит не только из судов, имеющих непосредственно российский флаг, но и судов, которые имеют иностранные флаги, но так или иначе контролируются из России. Поэтому по-прежнему сохраняются суда, которые смогут заходить в порты ЕС, обслуживая российские интересы. Естественно, будет снижено количество прямых рейсов, и, скорее всего, будет производиться перегрузка грузов на тех направлениях, по которым можно было грузы провозить напрямую. Будут возникать перегрузочные хабы, в которые грузы будут доставляться российскими судами, перегружаться на суда под другими флагами и доставляться в необходимые европейские порты».
Сообщается, что запрет не распространяется на суда, которые нуждаются в помощи или убежище, тем, которым требуется доступ в порты по соображениям безопасности на море или спасения людей в море.