В России из-за дефицита мелованной бумаги может пострадать книжная отрасль
Лента новостей
Связано это с тем, что Евросоюз запретил ввоз такой бумаги в Россию, а 70% поставок шло как раз оттуда. Где теперь брать бумагу и что будет с печатной отраслью?
Запрет Евросоюза на ввоз в Россию мелованной бумаги отразится на книжной индустрии, признало Минцифры. Такая бумага используется для высококачественной печати. Особенно она важна для изданий с большим количеством иллюстраций. До ограничений главным поставщиком такой бумаги в Россию была Финляндия — около 42% поставок, на поставки из Китая приходилось около 16%, еще 10% из Германии и 8% из Швеции.
В Минцифры подтвердили возможность дефицита мелованной бумаги и заявили, что он может достигнуть 40%. В ведомстве предложили переориентироваться на импорт из Китая и других азиатских стран или переходить на отечественную офсетную бумагу, с которой проблем нет.
В дефиците в России не только бумага, говорит гендиректор Подольской фабрики офсетной печати Элина Стесенко.
Элина Стесенко гендиректор Подольской фабрики офсетной печати «Будет дефицит не только для печати книг, но будет дефицит для печати журналов, поскольку у нас нет отечественных бумаг высокой плотности для обложек. Проблема будет сейчас не только с мелованными сортами бумаги, но и с краской, так как краска полиграфическая тоже попала под санкции. Если с бумагами у нас есть хоть какое-то производство мелованных сортов бумаг, краска в России не производится для полиграфии. Когда-то был Азовский завод красок, несколько лет назад он совсем обанкротился и закрылся. Срочно инвестиции нужны, нужно развивать свое производство, у нас нет импортозамещения в полиграфии».
Далеко не все можно издавать на офсетной бумаге. Это бумага для принтера. Представьте, как будут выглядеть на ней, к примеру, картины Ван Гога или детские иллюстрации.
Дефицит поставок приведет к подорожанию книг и других изданий для конечного потребителя. Издатели говорят, что рост цен до конца года может составить 30%. И это при том, что книги сейчас и так доступны далеко не всем. Например, роман «Пищеблок» Алексея Иванова в интернет-магазинах, если без скидок, стоит почти 1000 рублей.
Но больше всего пострадают периодические издания, говорит член правления Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) Татьяна Иванова.
Татьяна Иванова член правления Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) «Мелованная бумага на 70% используется для периодики. Большинство глянца, журналы. С учетом схлопывания доходов и инфляции издатели такого рода начинают терять в доходах. Некоторые журналы, например, на мелованной бумаге, кстати, производимые, в цене по полиграфии выросли, производство в полиграфии в феврале — марте выросло на 60-70%. Идет обсуждение мер поддержки со стороны Минфцифры, но пока воз и ныне там. Если у вас, например, подписная модель, то вы вообще в убытках, то есть вы даже никак не можете нивелировать за счет увеличения цены».
В России мелованную бумагу производят компании «Илим» и «Кама». Эти предприятия вместе занимают 15-20% отечественного рынка. Даже если они нарастят производство, для удовлетворения потребностей страны этого не хватит. А по словам экспертов, бумага в Китае, на которую предлагают переходить в Минцифры, дороже в среднем на 80%, чем европейская.
С чем в России точно нет проблем, так это с газетной бумагой. Хотя глянцевые журналы, напечатанные на такой бумаге, довольно трудно себе представить. Еще труднее представить, что их кто-то будет покупать.