В России разработали законопроект о внешнем управлении иностранных компаний. Что подразумевает документ?
Лента новостей
Согласно законопроекту, временный переход под внешнее управление иностранных компаний возможен, если фирма прекратила деятельность на территории РФ без экономических обоснований и при этом производит товары первой необходимости
Депутаты внесли в Госдуму законопроект о внешнем управлении в покинувших Россию иностранных компаниях. Документ, вопреки ожиданиям, оказался достаточно мягкий.
Владимир (это вымышленное имя) — сотрудник американской корпорации, которая производит бытовую технику, и в России у нее есть заводы. В марте компания приостановила производство на российских предприятиях, не уточнив причину. Штат сохранен, но сотрудникам платят лишь две трети зарплаты. Приостановка, по словам Владимира, не совсем точное слово. Заводы продолжают работать, но выпускают примерно 10% от прежних объемов продукции. Судьба предприятий пока неизвестна. Но люди, которые получают на треть меньше обычного, конечно, недовольны, указывает Владимир:
«Что происходит с оплатой работников? Я работаю мастером на участке, выходят со мной в среднем в день от семи до десяти человек. По выпуску — минимум продукции, которая необходима для обеспечения двух заводов. Большая часть сотрудников находятся дома, оплата — две трети, люди недовольны. Есть обратная связь с персоналом: люди начинают искать работу».
В новом законопроекте нет речи о принудительной конфискации или национализации активов. Но если компания прекратила деятельность без экономических обоснований и при этом производит товары первой необходимости, то по решению суда возможен временный переход под внешнее управление. Еще один собеседник Business FM — сотрудник западного производителя техники, он работает на складе. Это не товары первой необходимости, таким компаниям, вероятно, пока ничего не грозит — тем более что сотрудникам продолжают платить зарплату. Более того, им ее подняли.
«Платят, ожидаем новостей. Какой-то конец должен быть, наверное, потому что пока — тишина. Я думаю, так будет два месяца точно. Компания нас долго держать не будет. Полгода явно так не будет продолжаться. У нас даже сделали индексацию — небольшую, но сделали как положено».
Но встает другой острый вопрос. Допустим, иностранный владелец отказался от своего предприятия в России. Оно перешло под управление какой-нибудь отечественной компании. Но сможет ли она так же эффективно работать, как иностранный собственник? Возьмем, к примеру, автопроизводство. Оно зависит от импортных комплектующих. Если западный собственник отказался работать в России, то и поставок от него, вероятно, не будет. Кроме того, не надо забывать, что в России происходит лишь сборка автомобилей, а инженерные решения рождаются в других государствах, замечает заместитель главного редактора международного проекта Motor1.com Юрий Урюков:
Юрий Урюков заместитель главного редактора международного проекта Motor1.com «Цель сборочного производства — собирать по заранее установленным технологическим картам определенную модель автомобиля, опираясь на некие технологические цепочки. Поэтому это большая беда, что сейчас у нас как такового инженерного корпуса, особенно в автомобилестроении, не существует. Даже что-то сделать своими силами будет чрезвычайно сложно, поскольку даже не одно — наверное, два поколения инженеров, которые могли бы быть выращены в России, к сожалению, занимаются другим родом деятельности и к автомобильному производству отношения не имеют».
Впрочем, до полного массового ухода иностранных предприятий пока далеко. Да и закон предполагает, что передать новой администрации компанию можно будет лишь в том случае, если иностранному акционеру принадлежит от 25%. То есть остается возможность снизить долю — и, по крайней мере, сохранить собственность. Наконец, понадобится не только решение Арбитражного суда, но и решение правительственной комиссии, которое она будет принимать вместе с региональными властями. И явно закон не коснется тех предприятий, где продолжают платить зарплату. А судя по опросам сотрудников, иностранцы пока продолжают это делать. Кроме того, приостановку деятельности всегда можно объяснить экономическими причинами. Логистический кризис, возникший во время пандемии, никуда не делся.