Россияне сталкиваются с трудностями в обслуживании в европейских банках
Лента новостей
Больше всего жалоб в Германии и Франции, а также в Испании и Португалии. При этом живущие в ЕС россияне отмечают, что часто проблемы связаны с неактуальными документами российских клиентов, а также поиском среди них членов санкционных списков
Обновлено в 19:10
У россиян начались проблемы в европейских банках. Они жалуются, что сталкиваются с трудностями при обслуживании: банки запрашивают дополнительные документы или блокируют карты, сообщает «Коммерсантъ».
Больше всего жалоб в Германии и Франции, отмечаются проблемы в Испании и Португалии.
Если говорить о конкретных банках, то больше всего претензий к Societe Generale и Deutsche Bank, есть информация о проблемах с ING.
В числе пострадавших как граждане России, временно проживающие в ЕС по визам, так и те, кто имеет вид на жительство, и даже те, кто получил гражданство.
Формально финансовых ограничений в ЕС для всех россиян только два: принимать любые депозиты от российских граждан, проживающих в России, на сумму свыше 100 тысяч евро и запрет на продажу им ценных бумаг, выпущенных после 12 апреля. Это не касается граждан ЕС, а также тех, кто имеет разрешение на временное или постоянное проживание в Евросоюзе.
Рассказывает собственный корреспондент Business FM в Германии Мария Волкова:
Мария Волкова корреспондент Business FM в Германии «Блокировки счетов банковских в Германии российским гражданам, те, кто живут по ВНЖ, ПМЖ, это вообще самая популярная тема сейчас в чатах, в соцсетях, у местных блогеров, потому что все возмущаются. Очень многим стали приходить письма из банков с просьбой показать свой ВНЖ или ПМЖ, что вы здесь именно проживаете, или у вас будут счета заблокированы. У меня счета в трех немецких банках, у меня ВНЖ, мне пока еще ни из одного банка такое письмо не пришло, но зато пришло моему мужу, у которого ПМЖ, и моей родной сестре, которая тут живет и у которой ПМЖ. Они сходили, показали, и, в принципе, банку этого достаточно. Но самой блокировки счетов не происходило. Я слышала о том, что блокируют сразу счета россиян, у которых нет какой-то директивы. Это люди, которые пострадали, у которых больше 100 тысяч евро на счету. Но если ты приходишь, показываешь свой ВНЖ или ПМЖ, тут же все разблокируют и все сделают. Все-таки это связано с некими санкциями, но санкциями не прямыми, что всем россиянам блокировать счета, а то, что банки обязали искать граждан, которые в санкционных списках, или кто, возможно, предположительно, занимается отмыванием денег, кто здесь не проживает, но у которого вдруг какие-то миллионы евро на счетах, они их ищут. И если ты здесь проживаешь, у тебя ВНЖ или ПМЖ, а в Германии ты его не получишь, если здесь не проживаешь, а всем, кто тут находится по визам, у которых есть счета, счета действительно закрывают. Но я хочу сказать очень важный момент, что всем кажется, что сейчас какой-то всплеск русофобии, вот это требование банков показать вашу карточку ВНЖ — это что-то незаконное, начались санкции, они стали, миллионы людей в Германии только проживают, они стали всем это отправлять, поэтому кажется, что это какая-то глобальная проверка всех российских граждан тут, но, в принципе, и раньше банки это тоже делали, только в облегченном варианте».
В начале марта многие клиенты Deutsche Bank с российскими паспортами получили письмо, в котором говорилось, что из-за военного конфликта на Украине ЕС ввел санкции против россиян и это может повлиять на отношения банка с его клиентами. Чтобы избежать проблем, получателю письма рекомендовали предоставить банку актуальный европейский ВНЖ. В пресс-службе Deutsche Bank эту информацию подтвердили.
Вот что Business FM рассказала Ольга из Мюнхена:
«В начале марта я и многие мои знакомые, у кого есть российское гражданство, получили письма от своих банков, включая и Deutsche Bank, и всех просили прислать копию ВНЖ, как мы поняли, чтобы отделить постоянных жителей Европы или тех, у кого есть гражданство какой-то страны ЕС, от туристов и гостей из России. Поскольку в письме не значилась причина, почему требуется копия ВНЖ, я написала имейл в банк и попросила разъяснить, о чем идет речь. Мне ответили, что действительно из-за ситуации на Украине банк просит всех, у кого есть российское гражданство, прислать копию ВНЖ, подтвердить постоянное право на проживание в Европе. И также там значилось, что речь не идет о блокировке счета или чем-то подобном, а о переводах, то есть о поступлении средств на сумму более 100 тысяч евро».
Самым жестким подходом отличился французский Societe Generale: пострадавшие даже разместили петицию на сайте Change.org о недопустимости «вопиющей дискриминации по национальному признаку». Она набрала уже около трех тысяч подписей. Комментирует обозреватель Business FM во Франции Андрей Жвирблис:
Андрей Жвирблис обозреватель Business FM во Франции «В основном все жалобы именно на Societe Generale. Мне рассказывали про одну женщину, которая работает именно в банке уже 14 лет, с 2008 года. И вот ей недавно упала зарплата очередная, и через два часа эта зарплата была заблокирована на счету, и сейчас идут разбирательства. По всей видимости, все судебные иски, которые люди готовят, я предполагаю, что они их выиграют, но это все сопряжено с какими-то огромными трудностями. Фактически речь идет о суммах совершенно небольших, которые людям нужны на повседневные траты, на жизнь, чтобы платить за квартиру, за страховку, попросту говоря, ходить в магазин, и вдруг это блокируется. И самое большое недовольство во всех группах вызывает именно то, во всех комментариях, которые я вижу, что Societe Generale такую инициативу проявляет и при этом продолжает в России активно зарабатывать деньги через принадлежащий ему Росбанк».
Юристы считают, что практика блокировки счетов и операций клиентов из России не имеет законных оснований. Комментирует партнер Paragon Advice Group Александр Захаров:
Александр Захаров партнер Paragon Advice Group «За произвольные действия со стороны банков, выражающиеся в нарушении прав их клиентов вне рамок закона, конечно, можно преследовать такие банки по закону и выходить с судебными требованиями. Есть акты ЕС, где конкретно установлена сумма, в пределах которой граждане России могут иметь средства на депозите, но существуют обстоятельства, при которых даже владеющие видом на жительство в государствах — членах ЕС подвергаются каким-то воздействиям со стороны банка, и им тогда следует предъявлять соответствующие данные, чтобы снять все вопросы. Потому что мне известны случаи, когда клиенты оформлялись в банке ЕС еще только по российским паспортам, а потом они просто не успевали еще подать свои данные о виде на жительство в ЕС, или резидентские карты, или даже гражданство Евросоюза, если получали. Эти данные, конечно, нужно было обновлять, но не все это делали, поэтому сейчас информация всплывает у банков, «красные флажки» появляются, с банками нужно, конечно, работать».
Датский Saxo Bank с 6 июня закроет все брокерские счета клиентов из России и Белоруссии.
Клиенты банка, получившие письмо, рассказали Business FM, что ограничения коснутся и граждан Белоруссии. При этом счет клиента не будет закрыт, если у него есть резидентство в одной из стран ЕС.
Клиенты могут, говорится в письме банка, перевести бумаги к любому другому брокеру. Но с последним могут быть проблемы из-за доппроверок и ограничений контрагентов, уточнили в банке и посоветовали просто перевести наличную сумму вместо ценных бумаг.
Комментирует гендиректор инвесткомпании «Иволга капитал» Андрей Хохрин:
Андрей Хохрин гендиректор инвесткомпании «Иволга капитал» «У нас нет связки депозитариев на сегодняшний день, нет связки расчетов абсолютных, я просто не понимаю, как Saxo Bank может начать работать. Я ради интереса пытался пару недель назад открыть счет в другом банке, ничего не получается сделать, деньги нельзя отправить, законных платежей нет. Я говорю не про банковский счет, а про брокерский счет. Вопрос не в том, что закроется обслуживание, это данность, а то, как люди будут возвращать свои активы. Потому что у нас даже сейчас внутри России все иностранные активы де-факто заморожены. Эти счета просто останутся замороженными за рубежом, в частности в Saxo Bank. Что с этим делать, я думаю, ни у кого мнения нет. Saxo Bank между строк объясняет нам, что проблемы, которые он испытывает или воспринимает, будут у другого участника западного, вот и все. Поэтому все, что вы можете сделать, это вывести деньги к себе на родину, если у вас это получится сделать. Инвестору я могу посоветовать только с максимально быстрой возможностью перевод своих активов в рубли внутри России. Двери захлопываются там с защелкиванием пальцев. Путь на замыкание России внутри себя и внутри своей валюты, внутри своих ценных бумаг совершенно определен, и он очень быстрый. Поэтому тут рассуждения про июнь, они, может быть, вообще неуместны, если есть возможность забрать деньги из Saxo Bank, это надо делать или вчера, или сейчас».
Saxo Bank до этого вводил ограничения из-за технических проблем в связи с санкциями, но на этот раз это не единственная причина, говорит администратор счетов клиентов в системе Interactive Brokers Алина Ананьева, у которой есть счет в Saxo Bank:
Алина Ананьева администратор счетов клиентов в системе Interactive Brokers «Сначала клиентам было разослано письмо. Гласило, что нельзя больше совершать операции. Это было связано с тем, что ЕС запретил делать операции по ценным бумагам в евро, а для Saxo Bank было проблематично мгновенно соблюсти такие требования, то есть разделить бумаги в евро и весь остальной блок. Дальше произошло некоторое ужесточение санкций и со стороны Евросоюза. Переводы из России в Saxo Bank на данный момент затруднены, но мы видим, что Центробанк России движется очень динамично, какие-то ограничения снимаются, поэтому, мне кажется, что это не основная причина. Может быть, Saxo Bank анализировал свою базу и обнаружил, что львиная доля клиентов имеет-таки либо резиденство, либо паспорт в Европейском союзе. Но насколько мне известно, достаточно многие клиенты имеют параллельные счета в Interactiv Brokers и в Saxo Bank, и мы знаем, что Interactiv Brokers пока что не вводил ограничения в отношении клиентов, проживающих в России».
Открыть новый счет или пополнить текущий клиенты из России уже не могут. Если до 6 июня клиенты из России не закроют позиции в Saxo Bank и не выведут денежные средства, банк сделает это самостоятельно. Деньги в таком случае будут переведены на последний счет, который использовался для пополнения брокерского счета в Saxo Bank, говорится в письме.