Коррупцию в деле миллиардера Михальченко прокуратура решила доказать с помощью иска
Лента новостей
Суд начал заново слушать иск Генпрокуратуры о взыскании предполагаемых коррупционных доходов с миллиардера Дмитрия Михальченко. Защита полагает, что с помощью гражданского дела прокуратура хочет создать доказательства для уголовного
Никулинский суд Москвы 31 марта заново приступил к рассмотрению иска Генпрокуратуры о взыскании имущества стоимостью более 1,3 млрд рублей у главы холдинга «Форум» миллиардера Дмитрия Михальченко. Ответчиками проходят и двое других фигурантов громкого уголовного дела о хищениях при строительстве и реставрации объектов президентской резиденции в Ново-Огареве.
Это произошло из-за того, что судья Айгуль Шайхутдинова, которой первоначально досталось дело, провела четыре заседания и заболела. Дело передали судье Елене Кузнецовой, которая решила слушать его заново. Однако адвокат Михальченко Александр Сапронов сразу же заявил ей отвод, ссылалась на то, что именно она в июне 2021 года по иску Генпрокуратуры обратила в доход государства 100% акций компании «Феникс», оператора глубоководного петербургского порта «Бронка» (многофункциональный морской перегрузочный комплекс в Большом порту Санкт-Петербурга), в строительство которого вложил деньги его клиент. Сам Михальченко свой арест весной 2016 года связывал именно с желанием отобрать у него «Бронку». Однако самоотвод судья не взяла.
Ответчиками по антикоррупционному иску первого заместителя генпрокурора Анатолия Разинкина помимо Дмитрия Михальченко стали бывший директор ФГУП «Атэкс» Федеральной службы охраны (ФСО) Андрей Каминов, само ФГУП и бывший заместитель Каминова, а по совместительству экс-гендиректор ООО «Стройфасад» Станислав Кюнер, Росимущество и столичное территориальное управление этого ведомства.
Надзорное ведомство просило суд изъять у ответчиков и обратить в доход государства 52 объекта: движимое и недвижимое имущество, в том числе коммерческую недвижимость, дома и земельные участки стоимостью свыше 1,3 млрд рублей.
Из троих физлиц-ответчиков в процессе присутствовал лишь находящийся в СИЗО Андрей Каминов — он участвовал в заседании по видео-конференц-связи из изолятора. Интересы остальных представляли адвокаты. Они возражали против иска Генпрокуратуры, в котором говорилось, что все активы, которые необходимо изъять, были получены в результате совершения преступлений или иных действий коррупционной направленности. Представители ответчиков на это возразили, что их клиенты вели коммерческую деятельность совершенно законно, а Дмитрий Михальченко вообще не имел отношения к имуществу ФГУП «Атэкс», и подконтрольность указанных в иске фирм ему ничем не доказана.
Адвокаты рассказали, что объекты ФГУП «Атэкс» перед началом процедуры банкротства приносили чистую прибыль в год в размере более 641 млн рублей, а государство получало 25% прибыли. При этом в старые объекты ФСО ФГУП «Атэкс» арендаторы вложили существенные средства — почти полмиллиарда рублей. Так, на месте мебельной фабрики «Люкс», расположенной по адресу Новослободская улица, 45, сделали современный бизнес-центр площадью 10 тысяч квадратных метров. Фабрику перенесли во Внуково. А на месте старых прачечных в подмосковных Люберцах сделали гостиницу и общежитие, где стали проживать как военнослужащие, так и участники традиционного авиашоу МАКС.
Теперь же государство фактически хочет рейдерским путем изъять объекты, в восстановление которых были вложены огромные деньги, считают адвокаты ответчиков и Каминов. При этом представители ответчиков высказали мнение, что прокуратура с помощью иска пытается создать прецедент, предрешив судьбу фигурантов в уголовном деле. Ведь если в гражданском процессе будет доказано, что изъятое имущество было передано им в оперативное управление коррупционным путем, обвинение сможет апеллировать этим и в уголовном деле.
Стоит отметить, что Дмитрия Михальченко и Андрея Каминова с 2019 года по настоящее время судят во Втором Западном окружном военном суде. Вместе с ними на скамье подсудимых оказались сотрудники ФСО — экс-руководитель Службы инженерно-технического обеспечения (СИТО) генерал-лейтенант запаса Игорь Васильев и офицер ФСО, начальник одного из отделов СИТО полковник Дмитрий Улитин. Также по делу проходят двое руководителей компаний-субподрядчиков: бывший гендиректор «Стройфасада» (входит в «Балтстрой») Сергей Литвинов и глава московского представительства «Климат проф» Борис Мальцев.
Каминова и Михальченко следствие считает организаторами преступного сообщества (ч. 3 ст. 210 УК РФ). По версии следствия, в 2014-2015 годах оно похитило 1,263 млрд рублей при реализации госконтракта по строительству в Ново-Огареве дома приемов, гостиницы со спортзалом, комендатуры, гаража, ангара для хранения парковой техники, контрольно-пропускного пункта, котельной и ограждений. В зависимости от роли фигурантам вменяют организацию и участие в преступном сообществе, а также растрату в особо крупном размере (ч. 3 ст. 210 и ч. 4 ст. 160 УК РФ). Свою вину они категорически отрицают.
Еще четверо фигурантов дела — руководители строительных организаций Станислав Кюнер, Дмитрий Сергеев, Сергей Перевалов, Александр Родинов и Дмитрий Торчинский — ранее признали вину, заключив со следствием досудебные соглашения о сотрудничестве. Их дела были выделены в отдельное производство и рассмотрены в особом порядке. Все они уже получили сроки. Так, в июле 2020 года Мосгорсуд приговорил Станислава Кюнера к восьми годам колонии, позже апелляция снизила ему срок до шести лет. Интересно, что именно с него и началось расследование громкого дела: супруга Кюнера Юлия Пасова, узнав о неверности мужа, заявила на него в 2016 году в ФСБ, рассказав о хищениях.
Ранее Никулинский суд Москвы 10 февраля 2022 года уже взыскал по иску Федеральной службы охраны более 1,2 млрд рублей со Станислава Кюнера и четырех других «досудебщиков».
Рассмотрение же иска Генпрокуратуры в Никулинском суде продолжится 4 апреля. Ожидается, что в этот день в суде пройдут прения сторон и будет вынесено решение.