Финляндия прекратила грузовое железнодорожное сообщение с Россией
Лента новостей
По сообщению финской железнодорожной госкомпании VR, это произошло из-за санкций в отношении РЖД. Скажется ли прекращение ж/д грузопотока с Финляндией на российской экономике?
Финляндия остановила грузовое железнодорожное сообщение с Россией. Это сообщила Финская государственная железнодорожная компания VR, пишут РИА Новости. Прием поездов из России прекратился с полудня 27 марта. Возвращение вагонов из Финляндии в Россию пока продолжается, уточнили в VR.
В компании отметили, что из-за санкций в отношении РЖД невозможно продолжать восточное железнодорожное сообщение.
Комментирует управляющий партнер компании «Инфрапроекты» Алексей Безбородов:
— А на нас как это отразится в итоге и в целом можно ли заменить, например, автомобильными перевозками?
— Автомобильными перевозками шел импорт, как я понимаю, тот импорт, который под санкции не попадает, продолжит идти, те товарные группы, которые попадают под санкции, перестанут, ну, их будет там от силы миллиона полтора тонн, может быть, два, это в импорте на въезд. Там экспортировали массовые грузы или отправляли транзитом через финские порты некоторое количество, но тем не менее было, а импортировали товары народного потребления в основном в автотранспорте. По сути, финские железные дороги сказали «до свидания». Закрытие любого экономического окна для экспорта и импорта, естественно, это определенная проблема, но в целом, конечно, для экономики, может быть, Карелии это какая-то проблема, для экономики, может быть, пары регионов, но в целом никакой большой, гигантской проблемы, конечно, нет.
Business FM позвонила в одну из компаний, которая занимается железнодорожными перевозками в Финляндию. Там были удивлены таким решением финской VR, поскольку все контейнеры, которые перевозит компания, — это частная собственность и к попавшей под санкции РЖД никакого отношения не имеет. В данном случае возили из России в Финляндию в основном древесину для производства бумаги, фанеры и ДСП.
Остановка грузоперевозок — это просто отражение сложившегося факта, что экспорт и так закрыт, считает руководитель лесной программы Greenpeace Алексей Ярошенко:
— С точки зрения экспорта древесина ничего не даст, потому что сейчас и так экспорт необработанной древесины в страны, которые называют сейчас недружественными, закрыт. Плюс ограничения на экспорт необработанной хвойной древесины вступили в силу с 1 января, поэтому в ту сторону это почти ничего не изменит. В обратную сторону, если говорить про лес, ну, это в основном было оборудование и химикаты, но основные финские поставщики лесного оборудования и так закрыли поставки. По сути, остановка грузовых перевозок просто отражает то, что уже фактически сложилось. Если говорить про лесной сектор, фактически перевозки отсюда туда и оттуда сюда и так почти полностью в лесной части закрылись.
— Насколько это большой рынок?
— Если говорить в пересчете, скажем, на сырьевой эквивалент, ну, в пределах 2-3% от общего объема заготовки России. То есть вот если всю продукцию пересчитать на сырье, то где-то вот так. Но для северо-запада он, конечно, был значимый, особенно для Карелии, Ленинградской области, то есть он регионально значимый был, а в масштабах страны, ну, так, не очень.
— Какие виды вообще были перевозки?
— Традиционно главные были пиловочник хвойный, ну, он закрыт, березовый фанкряж и березовые баланса, то есть фанкряж — то, что идет на шпоны, фанеру, баланса — то, что идет на целлюлозу. Вот это был самый крупный рынок для этой категории лесоматериалов. И топливная щепа, ну и дровяная древесина тоже. Вот основные виды такие.
— Как-то автомобильными перевозками это можно заменить?
— Частично можно, но все-таки, например, березовые баланса и березовый фанкряж шли в большой степени почти со всего северо-запада, и, конечно, железнодорожные перевозки экономически рентабельны для более дальних расстояний, чем автомобильные. Переключение на автомобильные перевозки в разы сокращает ту территорию, с которой имеет смысл возить, то есть до какой-то степени да, но в полном объеме нет.
Ранее финская VR сообщила о прекращении с понедельника, 28 марта, на неопределенное время движения пассажирских поездов «Аллегро», которые связывают Хельсинки и Санкт-Петербург. Это был единственный ж/д маршрут между Россией и Финляндией после отмены во время пандемии поезда из Москвы «Лев Толстой». «Аллегро» был популярен у россиян в том числе как транзит в другие страны Европы и Америку.