Е-миграция с надеждой на возвращение
Лента новостей
События на Украине и вызванные ими западные санкции спровоцировали отъезд из России нескольких десятков тысяч специалистов IT-сферы. Сколько из них собираются вернуться?
По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, за месяц Россию покинули более 50 тысяч IT-специалистов.
В группе InfoWatch рассчитывают, что многие «посидят-посидят и вернутся».
«Табуны айтишников, не разбирая дороги, куда-то помчались» — так описала обстановку на рынке труда российской IT-индустрии глава группы InfoWatch Наталья Касперская, выступая в Госдуме. По словам Касперской, массовый отток кадров наблюдался в первые недели конфликта на Украине, а сейчас ситуация стабилизируется: многие не стали увольняться из российских компаний и, видимо, «посидят-посидят и вернутся». Как устраиваются российские IT-специалисты за рубежом? Business FM спросила об этом двух уехавших айтишников и одного программиста, который только думает об иммиграции.
Руководитель аналитики в крупной финтех-компании Алексей:
«У меня ситуация не самая стандартная, потому что я работаю в крутой компании, а недавно еще было повышение. Сейчас работаю, соответственно, удаленно, получаю в рублях — ни о какой валюте речи быть не может, потому что компания получает в рублях. А что касается оттока, это примерно 5% из каждой компании, кто работает за границей, поскольку из-за ковидных ограничений все научились работать удаленно. И на самом деле, понятно, что есть еще куча компаний, которые просто позакрывались, типа «Ситимобила». На самом деле, сейчас много IT-бизнесов, которые пострадали, все уезжают куда-то и что-то ищут. Насколько просто найти — не могу сказать, но видел какие-то графики на HeadHunter, по-моему, что количество поданных резюме возрастает раз в десять, а количество открытых вакансий, наоборот, загибается, их почти нет. Поэтому убежден, что такое происходит везде и найти достаточно тяжело».
Сооснователь IT-стартапа Николай:
«На момент отъезда из страны я вообще не работал. Нам выдали инвестиции в стартап, и сейчас мы его развиваем. Зарплата вся на криптовалютных кошельках. И, имея банковский счет за границей, любую карту, можно спокойно через p2p-торговлю выводить себе это все на валютные счета. 95% людей, которые уехали, — это люди, которые могут себе позволить удаленно работать и получать зарплату в рублях и потихонечку искать себе заработную плату в валюте. Кажется, что все специалисты, которые связывали когда-то свою карьеру дальнейшую с работой за рубежом, для них это отличный повод реализовать свою мечту и получить трудоустройство в другой стране».
Тимлид в петербургской IT-компании Антон:
«Работаю с возможностью удаленки, но сейчас у многих компаний с российскими корнями и капиталом внезапно отменяются договоренности о фиксации зарплаты в валюте. Поэтому для нормальной миграции нужно менять работодателя на иностранного, что сейчас несколько сложнее, чем раньше. Некоторым знакомым уже отменили согласованную ранее релокацию. В моем кругу общения среди айтишников в России осталась где-то половина. В основном это люди с обременениями или без финансовой возможности поддерживать приемлемый уровень жизни за рубежом. «Табуны» реальны, но думаю, что заметная часть вернется в обозримом будущем, так как многие ехали без четкого плана и сейчас проедают сбережения».
На том же мероприятии замглавы Минпромторга Василий Шпак предложил отправлять призывников из числа разработчиков в кибервойска. С одной стороны, привлекательность отрасли вроде бы повышается: мол, стань айтишником, чтобы служить не в казарме, а в теплой серверной. С другой, таких специалистов могут начать тщательнее призывать — то есть искушение уехать только усилится. Ситуацию на рынке высокотехнологичного труда обобщает управляющий партнер компании по реклокации Relocode.eu Михаил Мижинский:
— Мы в бизнесе по выходу на зарубежные рынки, который стал в какой-то момент релокационным бизнесом, а часто эвакуационным его называют, к сожалению. Огромный запрос идет сейчас со стороны IT-сообщества на релокацию из России. По большому количеству причин: это и невозможность работать в первую очередь, конечно, в России из-за платежной системы.
— По вашим данным, какое количество из России уезжает и находят ли они себя не на родине?
— Нет, конечно, статистики, но я не знаю ни одну IT-компанию, кроме госкомпаний, которые сейчас не планируют релокацию из России, — это раз. Второе — они себя и не теряли в мировом пространстве, потому что они сейчас оказались отрезаны от своих зарубежных заказчиков. Просто у них вырастут затраты по налогам, затраты по стоимости жизни и уровню зарплат, но заказчики у них и так у многих были в Штатах, в Европе, поэтому они просто к ним возвращаются.
По оценкам Российской ассоциации электронных коммуникаций, первая волна цифровой эмиграции уже прошла и из России уехали 50-70 тысяч специалистов, но в апреле отток может усилиться, и страну могут покинуть от еще 70 тысяч до 100 тысяч разработчиков. Как считает глава РАЭК Сергей Плуготаренко, вторую волну сдерживают дорогие авиабилеты, рост цен на жилье, а также то, что «русских никто не ждет». В начале марта в правительстве объявили о мерах поддержки российской IT-индустрии. Участников рынка на три года освободили от проверок и уплаты налога на прибыль, а сотрудникам IT-компаний разрешили оформлять льготную ипотеку и получать отсрочку от призыва.