Куда сейчас летают самолеты?
Лента новостей
К третьей неделе санкций львиная доля российского авиапарка оказалась запертой в пределах страны, а зарубежные компании не спешат прокладывать новые маршруты в Россию
В начале марта пассажирская авиация России пережила шок. В результате санкций, вызванных российской операцией на Украине, перевозчики постепенно обнаружили, что большая часть российских самолетов больше не может летать за рубеж — несколько бортов были арестованы прямо в аэропортах прибытия.
Одновременно на фоне слухов о закрытии границ и чуть ли не всеобщей мобилизации кресла в оставшихся самолетах стали нарасхват — в моменте за билет до Еревана просили чуть ли не 100 тысяч рублей. С тех пор прошло более двух недель — как дела у международных перевозок сегодня? Рассказывает основатель и гендиректор туроператора «Арт-тур» Дмитрий Арутюнов:
Дмитрий Арутюнов основатель и гендиректор туроператора «Арт-тур» «Прежде всего это, конечно, Ближний Восток, авиакомпании ОАЭ (Emirates, Flydubai, Etihad и Air Arabia) исправно летают в Дубай, Абу-Даби. Также летают Qatar Airways. Есть рейсы в Каир, есть рейсы в Тель-Авив в Израиле, есть рейсы в Тегеран — Иран. Соответственно, есть еще такой большой хаб, как Стамбул — Турция, через него тоже разлетаются люди по всему свету. Буквально на прошлой неделе мне рассказывали коллеги из Emirates, что чуть ли не половина пассажиров рейса в Дубай улетела рейсами в Европу, и такого вообще никогда не было. Самый нестандартный путь в Европу — через Дубай. Есть еще такие варианты, как Ереван и Баку. Из этих аэропортов очень небольшая разлетка в другие страны и города, поэтому объем перевозки, конечно, значительно меньше, чем направлений, о которых я сказал выше».
Цены на билеты постепенно стабилизируются. Скажем, до Еревана сегодня можно долететь гораздо дешевле, чем две недели назад, — примерно за 20-25 тысяч рублей, хотя до возвращения к прошлогодним 10 тысячам еще далеко.
Российские авиакомпании вынуждены выбираться за границу только на отечественных Sukhoi Superjet, а это накладывает определенные ограничения как по вместимости, так и по дальности. Какие перспективы у российских авиапассажиров? Например, можно ли надеяться, что иностранные авиакомпании проложат больше маршрутов в Россию? Комментирует член президиума Альянса туристических агентств и генеральный директор туристической сети «Розовый слон» Алексан Мкртчян:
Алексан Мкртчян член президиума Альянса туристических агентств и генеральный директор туристической сети «Розовый слон» «Пессимистично то, что у нас сейчас есть, — это около 200 самолетов Sukhoi Superjet 100. Надо понимать, что два самолета Sukhoi Superjet — это как обычный Boeing 757. Когда мы говорим, что у нас есть 200 самолетов Sukhoi Superjet — это как 100 обычных Airbus или Boeing. На самом деле нам надо порядка 800-900 самолетов. В год Россия может выпускать максимум 40 самолетов, это потолок, если работать в три смены. Для того чтобы покрыть потребность самолетов, понадобится 15 лет — это пессимистичный сценарий. Оптимистичный — это то, что разрешат авиакомпаниям летать под другим флагом, и нашим авиакомпаниям, российским, или пусть это иностранные компании — сюда. Тогда мы сумеем буквально в течение двух-трех месяцев резко нарастить перевозку».
За последние несколько дней сразу несколько зарубежных авиарегуляторов отозвали сертификаты летной годности у самолетов российских авиакомпаний. На выходных это сделали на Бермудах, заморской территории Великобритании, позднее стало известно об аналогичных мерах на уровне ЕС и Ирландии. Летный сертификат выдает орган гражданской авиации страны, где зарегистрирован лайнер; без документа самолет не может выполнять рейсы.
В понедельник, 14 марта, Владимир Путин подписал закон о возможности регистрации прав на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских авиакомпаний. Документ позволяет выдавать таким самолетам отечественные сертификаты летной годности.