Джо Байден заявил о запрете импорта российской нефти
Лента новостей
Президент США уверен, что простые американцы поддержат решение своих властей и уже назвал неминуемый рост стоимости бензина на американских заправках «путинским повышением». Еврокомиссия также представила примерный план по сокращению зависимости от российских энергоносителей. Насколько осуществимы все эти намерения?
Обновлено в 21:55
В своем заявлении президент США Джо Байден объявил о запрете на импорт российской нефти и акцентировал, что понимает, что союзники в Европе не смогут присоединиться к санкциям:
Ограничение неминуемо ударит и по американцам, добавил президент США.
Отказ от российской нефти приведет к повышению стоимости бензина. Байден призвал частный сектор не взвинчивать цены и обещает бороться со спекулянтами.
При этом повышения стоимости топлива он назвал «путинским повышением», объясняя, что США вынуждены отказаться от импорта в ответ на действия России на Украине.
Как все это скажется на ценах на нефть? Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
— Перерабатывающим заводам в Америке в силу специфики их технической настройки было выгодно перерабатывать российские нефтепродукты, именно поэтому та ситуация, при которой они лишатся российских нефтепродуктов, будет означать их большое недовольство. Также будет повышение стоимости бензина в Америке, опять же я не думаю, что это будет носить какой-то критический характер, но несколько процентов популярности тех же самых демократов на перевыборы в конгресс предстоящей осенью это вполне может убрать. Общая ситуация на рынке нефти в мире скорее всего будет двигаться в сторону повышения, потому что трейдеры будут рассчитывать, что возможно российскую нефть, которая будет в Америке нефтепродуктами, не получится сразу куда-то пристроить, плюс трейдеры будут ожидать, что возможны дальнейшие санкционные ограничения. В мировом масштабе можно ожидать, наверное, роста цен, может быть, на 10-15 долларов.
— И сможет ли Россия как-то компенсировать потери меньшими поставками, но, например, по взвинченным ценам?
— Я думаю, что сейчас ситуация будет для России более важная в том, смогут ли российские поставщики договориться с трейдерами. Если смогут договориться, то и американские направления можно будет частично заполнить, так скажем, и переключить на азиатские направления. Но трейдеры сейчас опасаются работать с Россией, потому что они боятся санкционных ограничений либо пытаются выторговать уступки. В крайнем случае России придется прекращать добычу нефти по аналогии с 2020 годом. Кстати, обратите внимание, при всех наших проблемах, вот при ковиде в 2020 году после сокращения добычи временной мы не разрушились, Россия не распалась, нефтяная индустрия не перестала существовать и так далее. То есть у нас в принципе есть опыт в случае необходимости глушения части скважин, но, возможно, его придется повторять.
Великобритания прекратит импорт российской нефти и нефтепродуктов к концу этого года, заявил министр энергетики страны. Также Лондон изучает возможность отказаться от закупок российского газа.
«Набросок плана» по сокращению зависимости от российского топлива сегодня разработали в ЕС. Как сообщает Еврокомиссия, это позволит снизить закупки на две трети уже в этом году. План предусматривает диверсификацию газовых поставок, ускорение перехода на возобновляемые виды газа, замену газа в системах обогрева и генерации энергии. Также до 1 октября включительно страны ЕС должны будут заполнять газохранилища как минимум на 90%.
А замглавы Еврокомиссии Франс Тиммерманс и вовсе заявил, что европейцы могут понизить температуру в своих квартирах, чтобы сделать ЕС более энергоустойчивым перед лицом России. Притом что зимой в европейских домах не теплее 15-17 градусов. В то же время Минэкономики призвало ОПЕК увеличить объемы добычи нефти в свете возможной приостановки поставок российских энергоносителей.
На рубле все это вряд ли скажется: лимит влияния на него западных санкций практически исчерпан, говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:
Сергей Суверов инвестиционный стратег УК «Арикапитал» «Санкции против России все усиливаются и усиливаются, так, США объявили об отказе от импорта российской нефти, хотя США это не главный рынок для наших углеводородов, но тем не менее, психологически это тоже может повлиять на возможнсоть поддерживать курс рубля. Курс рубля сейчас держится несколько искусственно, продажами экспортеров, а также аномально высокой ключевой ставкой ЦБ. Супервысокие цены на нефть не очень помогают удержать рубль, хотя косвенное влияние положительное есть, потому что часть экспорта нефти продолжается, экспортеры нефти имеют возможность продавать валюту и удерживать рубль от еще большего падения. Основная порция санкций уже принята и новое санкционное меню уже сильно ограничено, я думаю, будет еще какая-то волна ослабления рубля, но после этого курс должен стабилизироваться».
План европейских властей кажется фантастическим, говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
— Даже в недавно опубликованном докладе МЭА, Международного энергетического агентства, речь шла о том, что все меры максимальные позволят только на 30% сократить закупки российского газа в течение года, то есть мы 150 млрд кубов поставили в прошлом году, поэтому тут они говорят о том, чтобы больше чем на 100 млрд кубов сократить закупки из России...
— Возобновляемые виды газа, на которые они собираются перейти, вот что это такое?
— Возобновляемых видов газа-то, по сути, в таких масштабах больших не может быть, биогаз — это копейки по сравнению с тем, что Россия поставляет. В основном речь пойдет об энергосбережении методом уменьшения температуры в домах во время отопительного сезона, второе — это закрытие полностью всей темы по поводу спасения планеты и глобального потепления, то есть вы сразу обратно переходите на уголь, максимально его используете, возрождаете все атомные станции, которые у вас еще есть, отказываетесь от закрытия, которые работают, и стараетесь вот как-то так пройти, потому что никакого альтернативного СПГ больших масштабов, как они говорят, под 90 млн тонн, нет, не придет. То есть в принципе у тех стран, куда мы поставляем трубопроводный газ, у них свободных СПГ-мощностей в прошлом году было 70 млрд кубов, ну, примерно половину они могут российского трубопроводного газа заместить за счет СПГ, просто остальное никуда не влезет, СПГ-терминалов нет больше. И то вопрос, а где они возьмут-то вот эти 70 млрд кубов в виде СПГ, потому что никто не может дополнительные объемы добыть, иначе бы они это уже сделали в 2021 году, потому что уже тогда был дефицит. Перечисляют они, например, в качестве поставщика, с кем они общались, Южную Корею, но Южная Корея — это третий в мире по объему импортер газа, они вообще не производят его. Почему они вдруг пришлют СПГ в Европу, непонятно. И опять же тоже, здесь все предполагает, что Россия статичный игрок, который будет молча стоять и смотреть на все это. Но логично предположить, что если вы радикально сокращаете закупки российского газа, то Россия чем-то ответит, и очевидно, что Россия может запретить поставки оставшегося газа и запретить поставки угля, например, а от угля они зависят даже больше, чем от газа российского. Как можно отказаться от российского газа? Перейти на уголь. А тут получается, что надо будет заменить и тот уголь, который ты раньше в России покупал, потому что Россия его запретит, и еще и не сможешь с газа российского на уголь перейти, потому что, опять же, ты собирался его, видимо, покупать опять в России. И при всем при этом они говорят о том, что к 1 октября надо заполнить опустошенные сейчас чуть ли не полностью подземные хранилища до 90% их емкости. Где вы этот газ-то возьмете?
— Предположим, что они будут СПГ каким-то образом закачивать дополнительно, какие цены могут быть в Европе на СПГ в ближайшей перспективе?
— Там даже не важно, СПГ или не СПГ, в принципе на спотовом рынке цены, конечно, если будут сейчас какие-то обязывающие санкции введены, сократить на столько-то закупки из России, то, конечно, будет паника на бирже, и мы увидим 5 тысяч и 10 тысяч долларов за тысячу кубов. Потом вторая волна будет, если Россия введет ответные санкции.
Сейчас ЕС получает примерно 40% своего газа из России. По данным исследовательской группы Transport & Environment, закупка газа обходится примерно в 118 млн долларов в день.