Отключение интернета: никто не верит, но все опасаются
Лента новостей
В Минцифры повторно опровергли подготовку изоляции российского сегмента Сети. Откуда берутся слухи о тотальном отключении и возможно ли оно в теории?
«На российские сайты непрерывно ведутся кибератаки из-за границы. Мы готовимся к разным сценариям, чтобы обеспечить доступность российских ресурсов. Отключать интернет изнутри не планируется», — такое заявление Министерства цифрового развития опубликовал «Интерфакс». Днем ранее в ведомстве уже озвучивали схожее опровержение: «Мы готовимся к разным сценариям, чтобы обеспечить гражданам доступность российских ресурсов. В телеграмме для госорганов изложен набор простейших рекомендаций по кибергигиене».
Именно телеграммы, направленные Минцифры на прошлой неделе администраторам всех российских госпорталов, стали первоисточником сообщений о гипотетической изоляции рунета. От сайтов потребовали перейти на использование российских DNS-серверов, удалить из шаблонов страниц все иностранные баннеры, перейти на российские хостинги, переместиться в доменную зону.ru, а также усложнить «парольную политику».
Все это поручено сделать к 11 марта — и именно эта дата стала для анонимных и профильных телеграм-каналов днем потенциального отключения. Правдоподобен ли такой сценарий? Комментирует председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко.
— Все предполагают по крайней мере, что это логично, что на время спецоперации должны быть закрыты остальные источники поступления подобной информации, типа YouTube, какого-нибудь Twitch, фактически весь, наверное, зарубежный интернет. Вы примерно предполагаете, что интернет — не весь, а именно коммуникационная его часть — находится под серьезной угрозой. То, что касается зарубежных историй с отключением, я в это слабо верю, потому что даже крупные изменения трафиков к такому отключению как таковому вряд ли могут привести.
— Правительство обязало госсайты принять меры по защите от отключения интернета?
— Есть, наверное, небольшая часть госслужб, которые арендовали в свое время ресурс в Германии, там неплохой хостинг был с целью экономии, а сейчас они находятся в зоне, когда у них могут быть подменены странички, закрыты, заблокированы. Что может произойти? В худшем случае, я подозреваю, у нас будет крымский вариант, когда зарубежные компании просто откажутся с нами работать. Мы уже очень близки к этой теме. В России будет и своя почта ходить, и свое видео внутри России будет ходить, если нас отключат, просто это будут российские сервисы».
За выходные ажиотаж вокруг пророчеств об отключении успел немного утихнуть — в конце концов, в телеграммах действительно описаны именно действия по защите госсайтов от взлома, а не инструкции по изоляции рунета — но в понедельник масла в огне поприбавилось. Американская компания Market Rebellion опубликовала безапелляционный твит о том, что Россия отсоединится от глобального интернета 11 марта. Оценить достоверность источника довольно просто — достаточно зайти на сайт компании. Market Rebellion — что-то среднее между сервисом по платному обучению микроинвесторов и блогерским проектом двух бизнесменов. Вряд ли у них есть инсайдерская информация о планах российских властей — скорее всего, это попытка прокатиться на хайпе.
Но каким бы маловероятным ни был такой сценарий, что будет, если рунет действительно изолируют? Может быть, даже не изнутри, а снаружи. Как это скажется на россиянах? Рассуждает программист, IT-специалист, эксперт в сфере ограничений в интернете Филипп Кулин:
— Во-первых, есть вполне предсказуемое и достаточно большое движение — «Отключить им все нафиг». С другой стороны, есть другое движение, которое говорит: «Ребята, интернет вне политики, вы как частные компании делайте что хотите в рамках, а вот глобально отключить маршрутизацию, глобально лишить доменов — это, извините, уже перебор».
— Теперь про последствия.
— Удаленщиков внутри страны, скорее всего, ничего не постигнет, кроме того, что постигнет абсолютно всех остальных. Если у вас какие-то были взаимодействия с сайтами за границей (а таких много), вы это заметите, но именно на удаленную работу это не повлияет. Если они работают из-за границы, тогда им придется возвращаться. Отключение — это только если мы взяли и перерубили свои заграничные каналы. Все, у вас нет никаких удаленных серверов. Все, занавес опустился, и трубы перекрыты. Но я считаю, что это невозможно вообще практически ни в какой ситуации. Во всех остальных случаях отключение именно иностранными компаниями — скорее всего, это решаемые вопросы».
Ближе к вечеру понедельника гипотезы об отключении прокомментировали в Госдуме. Как выразился замглавы комитета Госдумы по безопасности и автор проекта об «автономном» интернете Андрей Луговой, страна такого «точно не планирует делать». По словам депутата, достаточно отключить те соцсети, которые ведут себя «наиболее агрессивно» — Twitter и Facebook. Луговой добавил, что YouTube и Instagram тоже были замечены в манипуляции, «но не до такой степени».