16+
Пятница, 22 ноября 2024
  • BRENT $ 74.54 / ₽ 7505
  • RTS816.22
6 марта 2022, 01:13 Компании
Актуальная тема: Антироссийские санкции

Большинство российских авиакомпаний временно приостанавливает международные рейсы

Лента новостей

В субботу, 5 марта, об этом объявили перевозчики, входящие в группу «Аэрофлот», а также авиакомпания «Аврора». Аналогичное решение приняли ранее S7 и «Уральские авиалинии»

Фото: sergeypeterman/ru.depositphotos.com

«Аэрофлот» объявил о приостановке с 8 марта зарубежных рейсов по всем направлениям, кроме Минска. Крупнейшая национальная авиакомпания объяснила это решение дополнительными обстоятельствами, которые препятствуют выполнению полетов. Отменили рейсы в другие страны и авиакомпании «Россия» и «Аврора». Чуть позже об отмене международных рейсов с 8 марта и до конца зимнего расписания сообщил лоукостер «Победа», входящий в группу «Аэрофлот».

Чтобы улететь из России или, наоборот, вернуться в нашу страну, теперь придется покупать билеты иностранных авиакомпаний. Тех, которые еще сюда летают. Варианты есть, но выбор совсем небольшой, поскольку Россия закрыла небо для американских, британских и европейских самолетов в ответ на аналогичные действия США, ЕС и Великобритании.

Для россиян, оказавшихся за границей, это означает дополнительные и весьма немалые расходы. Вот что сказал Business FM президент компании «Турком» Олег Белотелов, находящийся сейчас в Турции и планировавший вернуться в Россию в конце марта:

Олег БелотеловОлег Белотелов президент компании «Турком» «Сейчас больше 200 тысяч, по разным прикидкам, туристов в разных странах мира потеряли возможность вернуться на российских авиакомпаниях и теперь будут вынуждены платить очень большие деньги, так как все тарифицируется по евро и доллару, в авиации по евро, естественно. И теперь им нужно будет только выбирать иностранные компании, к которым доступ в наше пространство тоже запрещен почти всем. Остаются на данный момент, что мы знаем, это турецкие компании, египетские и эмиратские. Вариантов вернуться из Латинской Америки, Африки, из Юго-Восточной Азии мало. Я сейчас в Турции, у меня в конце марта должен был быть перелет на «Аэрофлоте», его теперь не будет, значит, мне нужно будет каким-то образом покупать билет на Turkish Airlines или Pegasus Airline, я смотрел сегодня цены, там гигантские уже цены, пока буду ждать. Билеты есть, но, опять же, это в три раза дороже».

Большинство авиакомпаний мира, в том числе российские, летают на самолетах, взятых в лизинг. Исключения есть, но их крайне мало. Так, чартерная компания Azur Air на этой неделе сообщила о продолжении полетов во Вьетнам, на Мальдивы, в Турцию, Египет и Эмираты. У этого перевозчика есть несколько самолетов с российской регистрацией. Все они находятся в собственности Azur Аir. Но вечером 5 марта и она предупредила о временной приостановке рейсов за рубеж, сославшись на соответствующие рекомендации Росавиации. Аналогично поступили Nord Wind и Pegas Fly.

По данным международной консалтинговой компании Cirium, из почти тысячи самолетов российских перевозчиков 515 принадлежат иностранным лизингодателям. Их стоимость оценивается в 10 млрд долларов, и примерно половина этой суммы приходится на европейские компании. Точных данных о количестве самолетов, принадлежащих европейцам, нет. Но понятно, что счет идет на сотни. И эти самолеты из-за санкций ЕС должны быть отозваны. Это и есть основная причина задержаний и арестов лайнеров за рубежом. Но не единственная.

Есть еще и проблемы со страхованием воздушных судов, отмечает авиаюрист Алексей Елтунов:

Алексей Елтунов авиаюрист «Если воздушное судно зарегистрировано в иностранном государстве и находится в лизинге, то, скорее всего, договор о страховании заключен с иностранной компанией. И опять же, иностранная компания, возможно, расторгает в одностороннем порядке договор о страховании. На основании чего, тут тоже нужно разбираться, это же опять взаимоотношения двух субъектов права. Если он в одностороннем порядке расторгается, тогда должны быть какие-то санкции к этой страховой компании, возможно, нужно найти какие-то альтернативные способы страхования этого воздушного судна. Я понимаю, что санкции ввели, страховые начали отказываться. И если бы они отказывали в заключении новых договоров, я бы еще понял, если бы лизинговые компании отказывали в заключении новых договоров лизинга на новые воздушные суда, я бы тоже понял. А вот когда происходит так, что действующие договоры, заключенные пять-три года назад, разрываются, для меня это непонятно, это недобросовестное поведение».

Большинство пассажирских самолетов России зарегистрировано на Бермудах — это заморская территория Великобритании. Так сложилось исторически, это было удобно иностранным лизингодателям. Чуть больше двух лет назад глава российского МИД Сергей Лавров предложил разорвать договор о регистрации самолетов на Бермудах, но до этого пока дело не дошло.

В Минтрансе считают, что перерегистрация самолетов в России позволит снять часть проблем. Возможности для этого есть. Продолжает главред портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман ГусаровРоман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Так уж получилось, что еще с 90-х во время переходного периода были созданы авиационные офшоры, в которых западные владельцы самолетов регистрировали свои самолеты при передаче в РФ, поскольку в РФ тогда еще не было законодательства, соответствующего западным стандартам. На сегодняшний день уже давно все есть, за самолетами осуществляется надзор по мировым современным стандартам, и ничего не препятствует забрать эти самолеты из зарубежных юрисдикций, перерегистрировать в России, и тогда никакие санкции, никакие ограничения на них не смогут подействовать».

Минтранс уже подготовил законопроект, согласно которому срок регистрации в России воздушных судов сократится с месяца до десяти дней. И он, скорее всего, будет оперативно принят. Какое-то время потребуется на перерегистрацию самих самолетов российских авиакомпаний. И есть надежда, что к апрелю этот процесс будет завершен. Означает ли это, что со следующего месяца российские авиакомпании снова смогут летать за границу — вопрос открытый.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию