«Это приговор»: кинотеатры опасаются ликвидации всей отрасли кинопроката в России
Лента новостей
Голливудские фильмы запрещены к показу, и их фактически нечем заменить, но проблема не только в этом: практически все оборудование для кинопроката импортное, отечественных аналогов нет
Обновлено в 19:03
Владельцы частных кинотеатров заявили о «высокой вероятности ликвидации всей отрасли кинопоказа» в России после приостановки показов голливудских фильмов. Кроме того, в текущей ситуации у них возникли чисто технические проблемы: практически все оборудование для кинопроката импортное, отечественных аналогов нет.
Поставки по многим позициям уже прекратились, а запас ламп для проекторов позволит кинотеатрам выживать только до середины этого года. Кинотеатры обратились к государству за помощью.
Комментирует генеральный директор Объединенной сети кинотеатров, в которую входят «Кино Окко», «Синема парк», «Формула кино» Алексей Васясин:
— Да, возможна техническая проблема, потому что наличие запчастей у поставщиков не так велико, и, скажем, платы или контролеры, к сожалению, [делает только одна фирма]. Поэтому с точки зрения ксеноновых ламп, которые являются расходным материалом, большое количество вопросов.
— Это то, что нужно постоянно менять?
— Ну да, она от 600 до 1,5 тысячи часов работает в зависимости от мощности. Есть несколько китайских производителей, но они не ко всем проекторам подходят, поэтому здесь тоже могут быть проблемы. Где-то можно, где-то нельзя. В части плат нельзя.
— А что с фильмами? Долго ли кинотеатры смогут без американских фильмов, имеет ли смысл искать какие-то замены?
— Нет, конечно, имеет смысл искать замены, потому что за каждым кинотеатром стоят люди, бизнес, обязательства и так далее. Поэтому даже в таких условиях надо пытаться выживать. Пока под европейским кино большой вопрос, американское кино пока закрыто, корейское кино, которое в последнее время стало делать неплохие как сериалы, так и полный метр, — тоже вопрос. С китайцами особенно мы никогда не работали, но, возможно, что-то придется изменить. Болливуд не дремлет, есть фильмы, но не так много людей в России любят индийское кино. Есть фанаты, порядка 2 млн людей в России, но это нишевый продукт.
— А что с нашими фильмами?
— В хорошее время — это порядка 20% от всего оборота, понятно, что в индустрии выживут явно не все. Основные релизы российского проката были на конец года, поэтому сейчас в срочном порядке дистрибьюторы, включая Central Partnership, пытаются что-то сделать для того, чтобы пересмотреть релизы.
Практически те же слова прозвучали от гендиректора сети кинотеатров «Мираж синема», представителя Ассоциации владельцев кинотеатров по Санкт-Петербургу Виктора Рудмана:
— Есть расходные материалы, к этим материалам относятся лампы кинопроекторов. Микросхемы выходят из строя, серверы выходят из строя, это все очень узкая специализация, это специальные вещи, которые поставляют определенные компании. Каждая лампа имеет срок службы, он, как правило, небольшой, варьируется от 600 часов до двух тысяч часов, и эти лампы надо менять. Лампы в прошлой жизни стоили от тысячи евро. Каждый проектор оснащен такой лампой. Сейчас поставки прекратились, запаса после пандемии нет, в пандемию мы очень сильно ужались, еле выжили. Сейчас у нас запасов нет, если что-то выходит из строя, практически это не заменить.
— А что касается проката, что тут можно сделать?
— Здесь практически нельзя сделать ничего. Чтобы вернуть зрителя, ему надо дать фильмы, фильмы нам уже не дают. Это примерно 80% от общего количества бокс-офиса, который у нас был, потому что российские фильмы составляют где-то порядка 20%. Более того, даже нет возможности ставить повторный прокат, старые фильмы голливудских студий, просто фильмов нет. У нас весь кинопрокат всегда был заточен на Голливуд. Благодаря именно голливудским фильмам в России возродился кинопрокат.
— Какие ваши прогнозы, если никакой помощи не будет?
— Это приговор на самом деле. Если они сочтут эту отрасль необходимой, то, наверное, надо материально помогать.
По предположению Ассоциации владельцев кинотеатров России, без голливудского кино отрасль потеряет до 80% прибыли. Крупнейшие американские студии отказываются поставлять новые фильмы в Россию.