Коган о новых санкциях: «Это кардинальная мера, которая колоссальным образом отразится на жизни россиян»
Лента новостей
Как блокировка работы ЦБ РФ скажется на жизни граждан? Может ли возникнуть дефицит импортных товаров и что произойдет с курсом рубля?
ЕС, США, Канада и Великобритания «парализуют» активы ЦБ, отключат попавшие ранее под санкции российские банки от SWIFT и заморозят программу «золотых паспортов» из-за военной операции на Украине. Об этом минувшей ночью объявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Меры призваны не допустить противодействия России западным санкциям, пояснили в Белом доме, добавив, что после заморозки активов ЦБ рубль «сорвется в свободное падение». По словам главы Еврокомиссии, будут также заморожены транзакции Центробанка: он будет лишен возможности реализовать свои активы. Ограничат и возможности Банка России по поддержке курса рубля за счет международных финансовых операций.
Система межбанковских платежей SWIFT готова принять меры против российских банков после вынесения официального предписания. Сейчас компания обсуждает с западными странами, какие именно банки будут внесены в список.
Как скажутся принятые Западом меры на российской экономике? Business FM спросила об этом у президента компании «Московские партнеры», профессора ВШЭ Евгения Когана:
— Это кардинальная мера, которая колоссальным образом должна, к сожалению, отразиться на жизни россиян. Я тут посчитал, скорее всего, будет заблокировано примерно 70%, если не 75% активов Центрального банка. Это означает, что, по сути своей, Центральный банк перестанет делать то, что пообещал несколькими днями ранее, а именно — поддерживать курс рубля. У него не будет значительных возможностей для этого, то есть какие-то останутся, но они будут уже не такие значительные, как ранее, это самое главное. И произойдет, в общем-то, следующее: в тот момент, когда откроются торги, то просто некому будет по большому счету продавать валюту, и курс рубля может быть любым. Но, честно говоря, я думаю, что торги не откроются.
— Будут приостановлены до выяснения обстоятельств или совсем?
— Дело в том, что обстоятельства все понятны, у Центробанка не будет возможности поддерживать курс рубля, и курс устремится в свободное плавание.
— Что это означает для граждан, какую-то бешеную инфляцию?
— Для граждан это означает и инфляцию, и, знаете, тут все гораздо серьезнее. Дело в том, что если не открываются торги, то будет непонятно, какой, собственно говоря, курс. Возникнут, наверное, в данной ситуации несколько курсов. Курсы черного рынка, серый курс и так далее. Дело в том, что, когда идут торги, когда более или менее понятен курс, магазины могут работать, товары поступают, происходят расчеты. В тот момент, когда курс рубля непонятен, это может довольно серьезно отразиться на продажах, на торговле. Но, скажем так, это отразится абсолютно на всех сторонах нашей жизни.
— На вашей памяти такое бывало, в какой момент?
— Конечно, понимаю, что я старый динозавр, но тем не менее на моей памяти такого не было.
— То есть наша валюта — это водка и недвижимость?
— Да. Тут вопрос абсолютно творческий, сколько будут стоить те или иные активы в данной ситуации. Если Центральный банк не имеет возможности распоряжаться своими ресурсами, то непонятно, как страна может рассчитывать на приобретение, скажем, товаров, услуг, импорта. Может остановиться импорт или, по крайней мере, дико замедлиться. Может образоваться достаточно серьезный дефицит по разным позициям.
— Что будет с накоплениями населения, долларовыми счетами, долларовыми вкладами?
— Тут трудно сказать, что можно сделать. Что касается рублевых накоплений и рублей, то, без сомнения, будет очень сильный скачок инфляции, но в принципе платежи в рублях внутри страны будут проводиться.
— Наверняка же есть люди, которые хранили деньги в долларах?
— Тут зависит от того, в каких банках вы держали свои накопления. Если речь идет о банках, которые попали в SDN-лист, — здесь серьезная проблема, это правда. Но тут есть еще один риск: дело в том, что есть вероятность, что западные структуры в принципе перестанут производить какие-то расчеты или транзакции с российскими банками. Вот это может быть серьезно, то есть пока непонятно, каким образом получится рассчитываться за те или иные позиции за границей. А что касается депозитов, сейчас трудно ответить на этот вопрос, потому что здесь наверняка будут собираться управления всех этих банков и Центробанка, и они будут решать, собственно, что делать. Скорее всего, на какой-то период времени будет остановка всего. Потому что вы же понимаете прекрасно, что когда возникает ситуация неразберихи и непонимания, то система останавливается для того, чтобы принять какие-то решения. Понимаете, тут очень важно исследовать структуру баланса каждого банка. Дело в том, что современная финансовая система — это очень сложный живой механизм, это можно сравнить с организмом человека, где Центральный банк выполняет роль определенного скелета, который поддерживает всю систему. Если где-то скелет надломлен, то оценить, как это повлияет на каждую точку тела, достаточно сложно, но понятно, что как-то повлияет.
Накануне Bloomberg со ссылкой на анонимные источники писало, что американские санкции нацелены на большую часть международных резервов ЦБ в размере 643 млрд долларов, накопленных до военной операции на Украине.
При этом, по словам высокопоставленного представителя американской администрации, западные страны могут сохранить в SWIFT российские банки, через которые идут платежи за поставки энергоносителей, чтобы не допустить дефицита топлива на мировых рынках и роста цен на него.