16+
Суббота, 23 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
21 февраля 2022, 23:51 Политика
Актуальная тема: Антироссийские санкции

Каковы могут быть возможные санкции против России после признания ЛНР и ДНР?

Лента новостей

Эксперты полагают, что санкции вряд ли затронут чувствительные для Запада сектора экономики. Но наиболее вероятно продолжение ограничений против «Северного потока — 2». Однако на санкции Запада Россия может ответить собственными ограничениями

Фото: depositphotos.com

В ЕС пока не определились, какие санкции могут ввести против России из-за признания ДНР и ЛНР. Об этом со ссылкой на источники сообщило Bloomberg. Какие ограничения Европа и США могут ввести в отношении России? Какие санкции могут стать наиболее болезненными для нашей страны? И о чем говорит пример Ирана?

Есть несколько вероятных сценариев европейских и американских санкций против России. Отключение от долларовых расчетов крупнейших российских банков. Отключение от международной финансовой системы SWIFT. Запрет на покупку российской нефти и газа. Санкции против «Северного потока — 2». Последняя мера — наиболее вероятна. Против трубопровода американцы уже вводили санкции, из-за чего строительство затянулось. На данный момент труба полностью готова и заполнена техническим газом. Но поставки так и не начались, потому что затянулась сертификация.

И вполне возможно, что они так и не начнутся. Правда, это станет головной болью для Германии, чей энергобаланс на треть зависим от российского газа, и ФРГ планировала увеличить закупки нашего топлива. Вполне вероятно, что Россия окончательно перестанет поставлять газ по украинской трубе, мы имеем такое право даже по контракту. Правда, исходя из принципа «качай или плати», мы будем обязаны выплатить Украине приличную сумму, если, конечно, в такой ситуации вообще кто-то будет исполнять обязательства. В любом случае, Европа, и в первую очередь Германия, недополучит нужные ей объемы. О судьбе «Северного потока — 2» и возможном ответе России говорит немецкий политолог Александр Рар:

Александр РарАлександр Рар журналист, политолог «Конечно, Германия может под нажимом американцев от него вдруг теперь отказаться в случае чего, но она лишает себя потом дальнейшего сотрудничества с Россией и больших объемов природного газа, который должен поступать в будущем именно из России в Германию. Германии от этого хуже будет. Я не знаю, будет ли Германия идти на вот такие санкции, но я думаю, что можно ожидать, это то, что сказал Мишустин, премьер России, что Россию будет отключать от западных технологий, будет запрещать продукты продавать в Россию. Россия ответит своими санкциями, она может закрыть свое пространство для европейских самолетов в Азию. Может им поломать европейские пути в азиатский континент».

Одна из самых болезненных возможных санкций — отключение от долларовых расчетов крупнейших российских банков. Как государственных, так и частных. Это прописано в законопроекте американского сената. В списке 11 кредитных организаций. Среди них — «Сбер», ВТБ, «Альфа», Совкомбанк. И если законопроект пройдет в таком виде, в каком его опубликовали, то президент США может ввести санкции против как минимум трех банков из списка. А при желании — против всех. Дальше все будет зависеть от деталей.

В перечне есть и не самые крупные российские банки. Есть там ПСБ — опорный банк Минобороны, который по идее должен был подготовиться к санкциям. Ну, и в принципе одна из его основных функций — внутренние транзакции в рамках гособоронзаказа. А вот санкции против крупнейших госбанков действительно могут оказаться чувствительными. Это может вызвать кризис неплатежей между банками. Непонятно, как будут проводиться расчеты с гражданами, которые через эти банки покупали валютные облигации российских компаний. Наконец, если население массово кинется забирать из банков свою валюту наличными — кеша может не хватить, замечает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий:

Максим ОсадчийМаксим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «В кассах российских банков, на 1 января есть информация, было около 10 миллиардов долларов наличных. А на счетах физических лиц находится валюты на 90 миллиардов долларов. Еще раз сравните: в кассах банков 10 миллиардов долларов, а на счетах населения — 90 миллиардов. Как закономерный вопрос — хватит ли всем, если что. Есть, конечно, около 40 миллиардов долларов наличных у Центрального банка, насколько я знаю, и тут все-таки как 10 плюс 40 — это меньше 90».

В то же время банки явно готовились к санкциям. И как сообщило Reuters со ссылкой на агентство АКРА, только в декабре кредитные организации закупили 5 миллиардов долларов наличными. Это в два раза больше, чем в декабре прошлого года.

В то же время у нашего ЦБ огромные золотовалютные запасы. И отключать Банк России от долларовых расчетов пока никто не собирался. Хотя все может быть. Но ЦБ тоже готовился, сокращая долю доллара в резервах.

И все-таки, по данным за январь, доллар в наших резервах по состоянию на середину 2021 года составлял больше 16% — или 96 миллиардов. Есть опасения, что нам могут запретить экспортировать нефть. Но это сильно повредит мировому рынку. Доля нашей страны в мировом экспорте нефти — 11%. Санкции приведут к резкому повышению мировых цен, что ударит по всем, в том числе США. Поэтому Запад вряд ли пойдет на такую меру, а, следовательно, не отключит России от межбанковской системы SWIFT, предполагает профессор ВШЭ Евгений Коган:

Евгений КоганЕвгений Коган президент компании «Московские партнеры» «Что касается продажи нефти и газа, я что-то очень сильно сомневаюсь, Америка никогда не грешила тем, что стреляла в собственную коленку. Скорее всего, все то, что бьет по американской и мировой экономике, это вряд ли, как говорится. И нефть, и газ, пока не вижу в них проблем. Я думаю, что со SWIFT пока все более-менее нормально, вряд ли SWIFT будет отключен. Почему? Потому что, если нам оставят возможность продавать нефть и газ, это означает, что продавать же нельзя, если мы не получаем расчеты, поэтому вряд ли Россию будут отключать от SWIFT».

На оборот рублей, естественно, санкции не могут подействовать. А если отключат SWIFT, то у нас создана своя платежная система и свой аналог SWIFT, так что рублевые карты внутри страны будут работать. На случай самых жестких санкций — есть пример Ирана. Несмотря на ограничения, иранские банки выстояли. И проводили долларовые операции через другие дружественные банки. А несколько лет назад был скандал, когда американцы сообщили, что один из турецких банков сотрудничает с Ираном. Вероятно, так же можем поступить и мы, замечает член правления РСПП Игорь Юргенс:

Игорь ЮргенсИгорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей «Операции проводят даже иранцы, которым это довольно давно отключили. Это операции через дружественные банки, через Китай, через другие юрисдикции, которые не присоединятся, вплоть до Индии, Саудовской Аравии и так далее и тому подобное. Просто цена, конечно, возрастает, потому что это нелинейный процесс. Насколько я понимаю, технологические маневры российской системы проводились, и Центральный банк РФ знает, как потенциально с этим бороться. Но повторяю, цена, безусловно, возрастет».

В то же время и Россия может ответить на жесткие санкции. Ввести эмбарго на экспорт титана, который у нас закупают Boeing и Airbus. А в ответ на возможный запрет на экспорт микроэлектроники отказаться поставлять другим странам неон и палладий, которые используются для производства микросхем. С этим в том числе связано то, что Европа и США долго не могли определиться — какие именно санкции они введут против России. И как сообщило Bloomberg, уже после заседания Совбеза, в ЕС и сейчас такой определенности нет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию