Renault: «АвтоВАЗ» может остаться без импортных деталей
Лента новостей
Об этом, по данным Financial Times, заявили в Renault — он крупнейший акционер российского концерна. Впрочем, «АвтоВАЗ» и раньше сталкивался с дефицитом зарубежных автокомпонентов
Эскалация ситуации вокруг Украины может ударить по «АвтоВАЗу». Он почти на 68% принадлежит Renault. И глава французского концерна Лука де Мео, как сообщила Financial Times, предупредил инвесторов, что тольяттинский автозавод может столкнуться с дефицитом деталей. И хотя 90% продаж «АвтоВАЗа» приходятся на Россию, обострение может привести «к еще одному кризису в цепочке поставок». Но, возможно, ключевое в этой ситуации не «эскалация», а «еще раз».
«АвтоВАЗ» в ноябре уже останавливал сборку автомобилей. И не из-за геополитических причин, а из-за нехватки микрочипов. А еще раньше, летом, как писали «Ведомости», автоконцерн по все той же причине стал предлагать дилерам свои модели без мультируля и магнитолы. Да и сам Renault, как и другие автогиганты, тоже испытал на себе дефицит микроэлектроники, снизив из-за этого производство на несколько сотен тысяч машин.
Сейчас опасения главы французского концерна связаны с санкциями. О том, как они могут повлиять на конвейер «АвтоВАЗа», говорит гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.
Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «Это будет приводить к тому, что нужно будет находить какие-то альтернативные каналы закупки комплектующих, и, может быть, будут какие-то производственные временные сбои. Может быть, что-то немного подорожает. С другой стороны, я думаю, что «АвтоВАЗ», как и многие другие производители автомобилей, уже извлек урок из ситуации прошлого года, позапрошлого года, когда ситуация с комплектующими была сложной по иным причинам. И я надеюсь, что у компании есть определенный запас, который позволит в период турбулентности, если он все-таки будет, обеспечить производство необходимыми комплектующими».
Возможные санкции, по словам экспертов, ударят по всем без исключения российским автопроизводителям, да и не только, разумеется, по ним. Все будет зависеть от конкретных действий Вашингтона.
«Группа ГАЗ» живет под санкциями уже четыре года. Но Минфин США все это время продлевает срок, с которого эти санкции начинают действовать, чтобы дать время на переговоры по выводу компании из-под ограничений. А они все продолжаются и продолжаются и неизвестно, когда и чем закончатся. Правда, условия понемногу ухудшаются.
В 2020 году Америка обязала ГАЗ раз в квартал предоставлять финансовые отчеты и протоколы заседаний совета директоров. Но отсрочила ввод санкций на года. А недавно, в январе, срок снова был сдвинут, но уже всего на три месяца. Тем не менее это пока позволяет компании закупать комплектующие у иностранных поставщиков. Комментирует партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Опыт ГАЗа показывает, что жить в условиях санкций можно, но там санкции с каждого года — министерство американской торговли принимает решение по поводу этих санкций и их откладывает. То есть там меч как бы занесен, но меч не ударил еще, а если он ударит, то ГАЗ остановится, потому что своих двигателей на легкую коммерческую технику практически нет, дизелей нет точно. Но не китайского производства к нам приходит товар, китайское делается по американской лицензии. Там все очень сложно: любая санкция, которая ударит, может привести к остановке чуть ли не всех производств».
Мы уже много лет пытаемся заместить иностранные автокомпоненты собственным производством. В конце 2020 года Минпромторг оценил соответствующую программу в 200 миллиардов рублей на десять лет. И были сообщения, что, например, локализация техники КамАЗа составляет 80%. С небольшим уточнением — если не учитывать электронику, без которой невозможно создать современный транспорт. Правда, у нас есть и свои производители электроники для автомобилей. Но в их продуктах тоже используются иностранные комплектующие. Но стоит признать, что и западные автопроизводители тоже полностью не обеспечивают себя комплектующими, предпочитая что-то закупать. А из-за дефицита чипов, как писало Reuters, немецкий Bosch, а он один из крупнейших поставщиков компонентов для автопрома, тоже решил развернуть программу импортозамещения. Ну а в нашем Минпромторге в декабре признали, что Россия критически зависит от иностранных автокомпонентов. Но там надеются в ближайшие годы от этой зависимости избавиться и даже экспортировать комплектующие по всему миру. Ближайшие годы покажут.