16+
Понедельник, 23 декабря 2024
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 7469
  • RTS812.12
20 февраля 2022, 17:53 Политика

Макрон и Путин договорились организовать встречу рабочей группы для достижения прекращения огня на Украине

Лента новостей

После звонка российскому президенту французский лидер провел переговоры с президентом Украины Владимиром Зеленским. Способны ли сегодняшние контакты глав государств повлиять на ситуацию в Донбассе?

Эммануэль Макрон и Владимир Путин.
Эммануэль Макрон и Владимир Путин. Фото: ТАСС

Обновлено 21 февраля в 01:09

В воскресенье, 20 февраля, состоялись телефонные переговоры президентов Франции и России. Разговор Владимира Путина и Эммануэля Макрона продлился 1 час 45 минут, сообщают журналисты. Затем французский лидер начал переговоры с президентом Украины Владимиром Зеленским.

Ранее сообщалось, что целью звонка Макрона было «убедить президента Путина не нападать на Украину».

Елисейский дворец сообщает, что президенты договорились организовать в ближайшие часы встречу рабочей группы для достижения прекращения огня на Украине.

Что касается переговоров с Зеленским, то глава Украины заявил, что обсудил с французским коллегой ситуацию с безопасностью в Донбассе, выступив за немедленный созыв Контактной группы по Донбассу, чтобы урегулировать ситуацию и ввести режим тишины.

Комментарий политолога Марата Баширова:

— То, что господин Зеленский произносит эти мантры относительно того, что нужно ввести режим тишины и созвать опять «нормандский формат», ему никто не запрещает как главнокомандующему дать приказ своим вооруженным силам, чтобы они отступили, перестали стрелять, соответственно, и ополченцы тоже остановятся. Здесь совершенно не нужно участие ни Макрона, ни Шольца, ни Байдена, ни нашего президента, это политические танцы, на мой взгляд. Я думаю, что если он серьезно намерен прекратить обстрелы, а все-таки то, что вчера ОБСЕ зафиксировала две тысячи нарушений, это как минимум две тысячи снарядов было выпущено в обе стороны, то результата можно достичь, а потом уже нужно обсуждать переговоры, встречи очные, телефонные и так далее.

— Конкретно сегодняшние переговоры в лучшую сторону что-то изменят?

— Надежда есть, но мы же с вами видим, что этих разговоров было уже больше десяти за последний месяц. И Макрон прилетал, и Шольц прилетал, и ничего не происходит. То есть Зеленский, как телевизор, говорит одно, а на практике идут вот такие обстрелы.

А вот как ситуацию оценивает политолог Георгий Бовт:

— Очевидно, команды должны произойти из Москвы и из Киева, ближайшие часы покажут, будет ли это сделано. Может быть, этой ночью уже что-то решится в каком-то позитивном ключе. В то же время настораживает то, что пока трехсторонняя Контактная группа не собирается и Москва настаивает на том, чтобы она была должным образом подготовлена. Прошлое заседание Контактной группы, напомню, в Берлине, которое длилось девять часов, в конце января, закончилось провалом. Киев отказывается садиться за стол переговоров с тем, кого называет сепаратистами, хотя, в общем, разумного объяснения этого нет. Почему не провести переговоры с тем, с кем ты воюешь в Донбассе? Вот это поразительное упрямство, которое демонстрируют украинские власти, в настоящее время действительно является серьезным препятствием на пути дальнейшего продвижения к миру.

— Интересно то, что все стороны конфликта говорят публично о том, что не хотят войны, готовы к дипломатическим переговорам, призывают соблюдать Минские соглашения, а на деле происходит с точностью до наоборот.

— Ну, в истории всегда так бывает. Подавляющее большинство войн в истории случились тогда, когда никто их не хотел и все говорили о мире. Эту риторику нужно делить на десять, тут абсолютной истины нет ни на чьей стороне, и все немножко играют еще и свою роль. Нельзя в том числе исключать некоторые самостоятельности со стороны самопровозглашенных республик, которые гложет нетерпение уже как-то решить свою ситуацию, в которой они болтаются как сосиска в проруби уже восемь лет. Они, конечно, заинтересованы в том, чтобы эта ситуация каким-то образом была разрешена, и вряд ли они горят желанием интегрироваться обратно на Украину.

— Вышли также заявления американской стороны, в частности, госсекретарь США Блинкен сообщил, что США не планируют вводить превентивные санкции против России, чтобы сохранился эффект сдерживания. При этом он заявил, что ситуация в Донбассе доказывает точность прогнозов США насчет подготовки российского вторжения на Украину. И, по его словам, дипломатические усилия продолжатся, пока танки и самолеты не начнут движение. Как можно расценивать эти высказывания?

— Как то, что в любой эскалации конфликта обвинена будет Москва. И Мюнхенская конференция по безопасности, которая только что закончилась, показала однозначную и безоговорочную поддержку Украины со стороны так называемого совокупного Запада. Даже если вооруженные силы Украины сейчас начнут полномасштабное наступление на Донбасс, Россия не останется безучастной по отношению к этому наступлению, все равно она станет виноватой в этой эскалации. В то же время нельзя не заметить, что если ВСУ действительно начнут наступление в Донбассе (что они, впрочем, отрицают), то российская армия не останется безучастной. Я не верю в то, что ВСУ дадут в течение двух-трех дней выйти на границу с Россией и мы утремся и ретируемся из этого региона.

— А можно ли на следующей неделе ожидать, что переговоры с Москвой или же Киевом проведет Джо Байден?

— Байден должен сделать одну простую вещь — позвонить Зеленскому и сказать: сядьте наконец за переговоры с этими представителями самопровозглашенных республик, как бы вы их ни называли. Тем не менее они упрямо не хотят это делать. Возможно, они сами заинтересованы в том, чтобы решить уже эту проблему Донбасса и избавиться от него наконец, но при этом обмазать Россию всем, чем можно обмазать, сделать ее оккупантом, виноватым, который отхватил у них территорию. С политической точки зрения потерять Донбасс Украине сейчас выгодней на самом деле, чем садиться за стол с сепаратистами. Минские соглашения в их нынешнем виде на Украине не поддерживает подавляющее большинство населения, с этим нельзя не считаться.

В ближайшие часы президент Эммануэль Макрон проведет переговоры с Джо Байденом и канцлером ФРГ Олафом Шольцем.

В понедельник, 21 февраля, Сергей Лавров и глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан проведут телефонный разговор.

Мнение директора Центра европейской информации, доцента МГИМО Николая Топорнина:

Николай Топорнин директор Центра европейской информации, доцент МГИМО «Проблема в том, что по-разному стороны смотрят на реализацию Минских соглашений. Я имею в виду Киев с одной стороны и ЛДНР и Россию — с другой. Тут пошла пробуксовка, потому что даже первый пункт соглашений об устойчивом перемирии постоянно нарушается. А другие пункты, связанные с предоставлением ЛДНР особого статуса в законодательстве Украины и в рамках Конституции Украины, не выполняются: должен быть принят специальный закон о статусе ЛНР и ДНР, но его пока близко нет. Противоречие остается, ничего не поменялось. Но, с другой стороны, тоже вызывает вопросы, с чего вдруг произошло усложнение обстановки в целом — ничто не предвещало. И даже в последнее время были челночные контакты: помним, что и Макрон, и Шольц приезжали в Москву и в Киев, британские министры побывали и там, и тут и были переговоры с Байденом. То есть дипломатия в январе — феврале работала чрезвычайно активно, но она не привела к каким-то осязаемым практическим результатам. Напряженность только возрастала, накопилась некая психологическая усталость: переговоры и встречи идут, телефонные звонки осуществляются, а прорыва нет. Есть, скажем откровенно, радикальные силы, которые заинтересованы в том, чтобы, может быть, каким-то образом подстегнуть этот конфликт и получить какую-то выгоду. Может быть, возможно, что Украина была заинтересована, чтобы в рамках этого конфликта получить побольше финансовой помощи, побольше вооружения, какие-то другие дивиденды. Мы видим, что сейчас президент Зеленский активно участвует в работе Мюнхенской конференции по безопасности, на которую, кстати, по-моему, впервые делегация от России не поехала. И там активно Зеленский переговоры проводил, опять говорил, что Украине нужна помощь, чтобы противостоять России. Но если они хотят противостоять, тогда, конечно, их позиция понятна, если бы они хотели как-то договариваться реализовывать Минские соглашения, то наверное, была бы какая-то другая риторика с их стороны. Но, с другой стороны, и руководители ЛДНР, прямо скажем, в общем-то, никаких не прикладывают усилий, чтобы наладить контакты. Например, они не прибыли на заседание Контактной группы, которое должно было на прошлой неделе состояться. Есть сложности взаимодействия с обеих сторон. Это, наверное, и является главной проблемой».

На выходных по ситуации в Донбассе высказались высокопоставленные представители других государств.

Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что США не меняют свою точку зрения о намерении России вторгнуться на Украину. Ранее об этом заявил американский президент. «Я уверен, что Путин принял это решение», — сказал Джозеф Байден. Тем не менее по словам Блинкена, президент США готов встретиться с Владимиром Путиным в любое время и в любом формате, если это поможет предотвратить войну. Кроме того, госсектретарь отметил, что США не намерены вводить санкции против России «до последнего момента», так как не хотят потерять их сдерживающий эффект.

В свою очередь генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что продолжение учений белорусской и российской армий на территории Белоруссии в альянсе считают свидетельством того, что Россия намерена вторгнуться на территорию Украины. И в связи с этим НАТО готов провести новое заседание совета Россия — НАТО.

А британский премьер Борис Джонсон заявил, что план вторжения России на Украину уже начал реализовываться. «Я боюсь, что тот план, который мы видим, может стать крупнейшей войной в Европе с 1945 года», — отметил Джонсон.

Ранее глава британского МИД Лиз Трасс обвинила Россию в угрозе странам Балтии, а также Западным Балканам.

В ответ официальный представитель МИД РФ Мария Захарова написала в своем телеграм-канале: «Раскусила англичанка наши коварные планы по захвату Калининградской области».

Посол России в США Анатолий Антонов в эфире телеканала CBS заявил, что Москва считает Донбасс территорией Украины, поэтому не стоит проводить параллели с Крымом:

«Тема воссоединения с Крымом была мирной, и это территория России, мы не хотим это обсуждать, это не было российской военной операцией, это было решение жителей Крыма. Мы не собираемся завоевывать территории других государств. Я бы хотел подтвердить, что Донбасс и Луганск — это часть Украины. Нас беспокоит не Украина, а активность НАТО. Это не оборонительный союз. Североатлантический альянс — это не миролюбивая неправительственная организация. Это военно-политический блок, машина. Мы хотели бы остановить его экспансию. Мы хотим, чтобы США вывели свои войска и вооружения из сопредельных стран, потому что от этого зависят наша жизнь и гарантии безопасности для наших граждан».

Ранее сегодня пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков в эфире «Россия 1» выразил надежду, что не случится жить в мире, когда придется зачитывать расшифровки закрытой части переговоров президентов. Но, когда нужно доказать правоту нашего президента, «мы будем делать что угодно», сказал также Песков.

«Ну, видите, президент сам на это не обращает внимания, но в целом подобные заявления — это такой элемент провокационного характера. Дело в том, что это непосредственно ведет к нагнетанию напряженности. А когда напряженность нагнетена до максимума, как сейчас, например, на линии соприкосновения, то любая искра, любое незапланированное происшествие или любая мелкая спланированная провокация может привести к непоправимым последствиям. Поэтому все это может иметь пагубные последствия. Ежедневные упражнения по объявлению даты вторжения России в Украину — это очень плохая практика. Мы призываем к разуму, мы призываем задать себе вопрос, какой смысл России на кого-то нападать? Призываем вспомнить историю. Ну, скажем так, с историей все-таки у них на Западе, как мы убедились недавно, не очень хорошо, но напоминаем, что Россия на протяжении всей своей истории никогда ни на кого не нападала. Россия, которая пережила столько войн, это последняя страна в Европе, которая вообще хочет говорить, даже произносить слово «война».

Он добавил, что «истерия» Запада относительно гипотетического «российского вторжения» на Украину может объясняться тем, что он намеренно подстрекает Киев решить проблему Донбасса силовым путем. Также он заявил, что Владимир Путин имеет все основания не рассматривать своего украинского коллегу Владимира Зеленского как человека, который может выполнить Минские соглашения.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию