В России начинается «охота за кадрами»
Лента новостей
Тенденцию связывают с пандемией — сотрудники переосмыслили свои жизненные цели и стремятся к более гибким трудовым условиям. В России феномен также связан и с демографической ситуацией
Российским работодателям теперь приходится бороться за сотрудников. На Западе этот феномен называют «Великое повышение». Речь идет о ситуации, когда работники начинают массово менять работу, а работодатели ожесточенно конкурируют за кадры.
На заре пандемии работники ожидаемо окопались, никто не мог позволить себе потерять должность. А вот в прошлом году темпы увольнений резко пошли вверх и достигли небывалых за десятки лет показателей. По подсчетам Goldman Sachs, какая-то доля работников просто покинула рынок труда — ранняя пенсия, жизнь на сбережения — но многие уволившиеся ищут и находят новую работу, причем зачастую куда более высокооплачиваемую. Заметили ли тенденцию на российском рынке труда?
Сооснователь мебельной компании Mr. Doors Максим Валецкий:
«У нас этого явления не было, потому что мы его предвидели. У нас постоянная [работа ], которая очень серьезно направлена на удержание сотрудников. Тут и бонусные системы, и улучшение условий труда: из дома, не из дома, где это возможно. Пандемия просто обострила идущий процесс конкуренции за таланты. Он давно намечался, потому что мы вступаем в серьезнейшую демографическую яму. То поколение, которое в России сейчас уходит, поколение беби-бумеров, должно заменить поколение, родившееся в 90-е, а их просто на 7 млн меньше. Поэтому рынок работодателя сменяется на рынок работника».
Гендиректор научно-исследовательской производственной компании «Электрон» Александр Элинсон:
«Говоря про нашу сферу, про компании, подобные нашей, скорее нет, потому что мы относимся к системообразующим предприятиям, у нас не было никаких массовых увольнений или сокращений. Говоря про другие сферы, понятно, что, безусловно, очень много поменялось. Жизнь поменялась, много чего поменялось психологически. Наверное, перемены больше коснулись, из того, что я вижу, IT-отрасль, — что со стороны сотрудников, что со стороны собственников и руководителей предприятий. Раньше у них был большой офис в центре города, огромные пространства, еще что-то. Сейчас сотрудники все работают удаленно из дома, сотрудникам нравится, что они не привязаны к конкретному рабочему дню по таймингу: во столько приехать — во столько уехать. Встречи проходят в Zoom. У компании уменьшились финансовые нагрузки, с точки зрения аренды площадей и так далее».
Владелец сети имидж-лабораторий «Персона» Игорь Стоянов:
«Очень интересную тему вы затронули, она имеет место быть. Называется это трудовой терроризм. Он коснулся в первую очередь профессий IT, маркетологов, и выглядит это таким образом: человек приходит, устраивается в крутую компанию и называет свою стоимость, в связи с диким кадровым голодом ему назначают хорошую зарплату, человек на нее соглашается, приходит на вторую работу и говорит: «Слушайте, меня компания Х хочет за полмиллиона рублей нанять, если вы меня хотите, то это стоит 700 тысяч рублей, и поехали». В бьюти-индустрии происходит то же самое, происходит колоссальная охота за стилистами со своей клиентской базой. Человек приходит, работает от месяца до трех в одном из салонов, пылесосит базу, которую ему дает салон, и увольняется».
По оценкам CNN, сдвиг происходит из-за коронавируса — работники переосмысливают свои жизненные цели, ожидания по зарплате и представления о балансе труда и отдыха, а работодателям приходится адаптироваться. Своими наблюдениями делится глава рекрутинговой компании Max Legal Максим Матвиенко:
Максим Матвиенко глава рекрутинговой компании Max Legal «Вы знаете, то же самое наблюдается сейчас на рынке в России. Я бы его назвал рынком кандидата. Опять же, смотря в какой, конечно, отрасли, это тоже нужно смотреть. Но в целом, да, такая тенденция есть, то есть компании сокращали персонал в пандемию. Сейчас, может быть, обострилось тем, что люди стали больше работать в гибридном формате, в удаленном формате, и все поняли, что там можно было работать, оказывается. Действительно, ситуация очень похожа. При составлении обзора зарплат мы видим, что они выросли сейчас. И ожидания у кандидатов более высокие. Что самое интересное: в практике могу сказать, что у нас сейчас каждая вторая позиция — фактически идет борьба за кандидата. Мы рассматриваем кандидата, он на текущем месте приходит увольняться, и ему предлагают контроффер».
Охоту на кадры замечают и социологи. По данным Superjob, российские компании стали чаще принимать на работу сотрудников конкурирующих компаний — подобные ограничения отсутствуют у 72% участников рынка, в первую очередь в финансах и строительстве. А наиболее осторожными остаются производственные предприятия и IT-компании.