На латвийско-российской границе скопились тысячи грузовых автомобилей
Лента новостей
Время прохождения таможенных пунктов выросло до восьми-десяти дней. А тарифы на доставку грузов превысили предновогодние на 50%, в некоторых случаях на 100%
Обновлено в 14:29
Грузовые автомобили с товарами собрались в огромную пробку на российско-латвийской границе. Причин несколько — рост грузопотока, нехватка водителей и технические сложности у сопредельной стороны.
О том, что происходит на границе, Business FM рассказал генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло:
— Там произошел коллапс, 2 тысячи с одной стороны, 2,5 тысячи фур с другой, это на разных переходах. На каком-то переходе 800 фур стоит, на каком-то 500 — в зависимости от пограничного перехода, его пропускной способности. Машины стоят по нескольку дней. Сейчас средний срок прохождения границы фурой со стороны Европы в Россию от трех до пяти дней. А если мы заходим через латвийско-российскую границу, там два больших пункта пропуска — это Себеж и Пыталово со стороны России — там неделю можно подождать. Там скапливается огромное количество машин и конца-краю этому не видно. Из-за этого увеличивается транзитный срок и увеличивается стоимость автоперевозки. Сейчас между Прибалтикой и Россией, если брать Литву и Латвию, стоимость фрахта подорожала примерно в два раза. Стопроцентное подорожание стоимости. Но очереди на границах не являются стопроцентной причиной подорожания фрахта. Еще два фактора очень серьезных — это нехватка водительского состава в Европе, более чем 350 тысяч водителей по всей Европе не хватает, и второй фактор — в Европе на 30% подорожало дизельное топливо, плюс инфляционная нагрузка. В стоимости фрахта это все заложено. Основной фактор — это очереди на границах, потому что машины не успевают сделать кругорейс за неделю, как это было раньше, приходится делать кругорейс за две недели. Несколько факторов сложились воедино и все — цены пошли вверх.
— По вашим данным, какие товары застревают на границе?
— Любые. Единственные товары, которые пользуются привилегией, да, они оформляются без очереди, это товары скоропортящиеся. Все остальные товары народного потребления, промышленные товары, запчасти, алкоголь, все это вынуждено простаивать. С нарушением срока доставки это все будет поставляться к нам в Россию.
Задержки с пропуском грузов на латвийско-российской границе, по словам Георгия Властопуло, связаны и со сбоями в работе пропускной системы на таможенных пунктах. Неделю назад Латвия меняла таможенную систему, более полутора суток она работала со сбоями.
Кроме того, сказываются и глобальные последствия миграционного кризиса на белорусско-польской границе. После ее закрытия весь поток транспорта теперь идет через Прибалтику. А там не спешат устранять проблемы на таможенных пунктах. Проблемы только усугубляются и перспектив к улучшению не видно, говорит управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» Владимир Тян:
— Во-первых, есть постепенное увеличение объема грузов, стандартное для этого времени, соответственно проблема, связанная именно с количеством грузов, будет усугубляться. Вторая причина — последовательные проблемы, которые возникли в Литве и Латвии с обновлением таможенных систем и с техническими сбоями. Последний был в Латвии, транзитная система таможенная, электронная регистрация транспортных средств, которую проводят в транзите. Все это выливается в замедление процесса оформления.
— А у вашей компании там есть застрявшие машины? Много ли их?
— У нас постоянно машины там проходят, точное количество не скажу.
— А сколько простаивают дней ваши автомобили?
— По разным данным от десяти, говорят, и больше. Было бы логичным в связи с тем, что не только российские перевозчики там стоят, но и литовские, латвийские, польские, работать на повышение пропускной способности на тех погранпереходах, которые продолжают работать. Но судя по статистике, которую мы получаем, этого не происходит. Связано ли отсутствие усилий с политической обстановкой, в том числе между Белоруссией и странами Прибалтики, между которыми тоже, как вы видите, возникают серьезные проблемы, я сказать не могу. Но, наверное, за два месяца что-то сделать можно было бы, чтобы пропускную способность увеличить, потому что это в интересах перевозчиков всех стран, и транзитных, и соответственно России.
Алкогольные сети уже заявили, что ожидают перебои с поставками из-за коллапса на латвийско-российской границе. Эксперты говорят, что в России на складах пока еще есть достаточные запасы.