Будет ли кешбэк? В ожидании решения правительства родители не бронируют детский отдых
Лента новостей
Правительство еще не решило, продлевать ли для этого сегмента рынка программу туристического кешбэка или отказаться от нее. Что с кешбэком и почему без него рынок детского отдыха почти не движется?
Обновлено в 19:30
Туристический кешбэк, который ввели в прошлом году, всерьез разбаловал покупателей и продавцов. Раз попробовав возврат 20% стоимости путевки, как раньше уже не могут одни и не хотят другие.
Родители не хотят выкупать бронь, пока снова не объявят возвращение кешбэка. Организаторы и продавцы детского отдыха говорят, что прежние инструменты привлечения денег, те же скидки за ранее бронирование, не работают. В результате отрасль не получает деньги на подготовку к сезону.
Бизнес сделал запрос в Минпросвещения через организацию «Опора России». Министерство ответило, что деньги на кешбэк за детский отдых в федеральном бюджете не предусмотрены, решение о продлевании программы должно принять правительство с учетом данных о ее эффективности в прошлом году, сообщает «Коммерсантъ».
Данные об эффективности не должны подвести участников рынка: Ростуризм сообщал, что кешбэком воспользовались 400 тысяч детей. В программе участвовали 500 стационарных лагерей — это 70% от общего числа таких объектов.
Программа, однозначно, повышает загрузку лагерей, что существенно помогло отрасли прошлым летом. Ни один детский лагерь не хотел бы потерять эту поддержку, говорит председатель Ассоциации детских лагерей Краснодарского края, руководитель компании «Резорт-юг» Артем Гаврилов:
Артем Гаврилов председатель Ассоциации детских лагерей Краснодарского края, руководитель компании «Резорт-юг» «Мы все сейчас работаем, чтобы этот кешбэк был. Понятно, что родители ждут. Акция запомнилась многим, она была эффективным инструментом поддержки платежеспособности населения и стимулирования спроса, и ситуация ожидания есть. И я не могу сформулировать, насколько она драматична, потому что в целом спрос на детский отдых достаточно подрос, но во многом этот спрос был стимулирован как раз кешбэком. Поэтому да, связь между ожиданием и отсутствием определенности есть. Сказать, что это кризис, я пока не могу, но мы все надеемся: и лагеря, и родители. Конечно, они все звонят, спрашивают. Если будет позитивное решение по кешбэку, это отрасли поможет однозначно. И сотням тысяч родителей, которые со всей страны впервые в жизни в прошлом году отправили ребенка на море, — это не пустые слова и какие-то громкие фразы, — действительно, сотни тысяч детей впервые в жизни приехали на Черное море, потому что родители раньше просто не могли себе этого позволить. Мы надеемся, что это повторится».
Аргументы у родителей железные. Детский отдых не дешевле взрослого. Когда этих путевок нужно купить три, сумма выходит внушительная — рассказала о своем опыте получения кешбэка мама троих детей из Воронежа Мария Цаплина:
«Нам назначили дату, когда можно прийти, сказали, какие документы принести, чтобы мы выкупили эти путевки. Путевка на две недели стоила 14 тысяч, а кешбэк нам вернулся в 7 тысяч рублей — это ровно 50%. Это, я считаю, неплохая экономия. Там был ряд условий, нужно было прийти оформлять саму путевку в определенный день. Нам отправили на Viber ссылку на оплату, и платить нужно было строго по этой ссылке, строго по карте «Мир». Буквально три дня, и деньги упали на карту обратно, и ребенок уже спокойно поехал, отдыхал. У меня трое детей, и все трое, конечно, хотят летом где-то отдыхать. Мы в этом году думаем уже специально отслеживать, если вдруг будет такая программа и какие конкретно лагеря будут к ней подключены — уже будем целенаправленно искать именно их. Пока еще не смотрели, не бронировали, мы ждем информацию. Но обычно эта информация — где-то март-апрель. Мы уже ждем, потому что, если бы этого кешбэка не было, у меня, допустим, один ребенок просто остался без лагеря».
Но кроме позитивного для отрасли эффекта у кешбэка есть и обратная сторона. Он, как правило приводит к подорожанию детского отдыха: так случилось в прошлом году, так случится и в этом, если его введут. Это тоже одна из причин по которой все ждут решения правительства, считает руководитель Союза организаторов детского активного туризма Марина Грицун:
Марина Грицун руководитель Союза организаторов детского активного туризма «Любой кешбэк всегда приводит к подорожанию продукта, как минимум за счет прямых расходов, потом естественно часть рынка подтягивается. За прошлый год в среднем от 10 до 20% прошло подорожание. Подорожание уже сложилось из инфляции, кадрового дефицита и всего остального, плюс большая часть организаторов при формировании цен этого года кешбэк уже заложили. Те, кто не заложили, если он будет, будут вынуждены поднять тоже цены. Родители ждут определенности. Раньше они оплачивали, стараясь сэкономить на акциях раннего бронирования и на том, что дают все организаторы, чтобы приобрести максимально выгодно путевки, то сейчас многие ожидают кешбэка, и этого ждут и организаторы тоже, потому что даже возврат денежных средств туризму тоже влечет прямые расходы для любого юридического лица, предпринимателя, как минимум на банковские переводы, комиссии, которые очень высоки. Это все закладывается в риски».
Пока решения по кэшбэку нет, оплачивать бронь на летние каникулы готовы только 10-20% родителей. На случай, если программу кешбэка для детского отдыха не возобновят, у бизнеса есть запасной план действий.
Лагеря будут вынуждены сокращать сроки детских путевок: вместо 20 дней отдыха, например, 15. Кроме того, бизнесу придется поднять цены, поскольку спрос без кешбэка неминуемо снизится. Так или иначе заплатит потребитель.