РКН пригрозил «неприземлившимся» IT-компаниям запретом на рекламу
Лента новостей
Пока представительства в РФ открыли лишь Apple и Spotify. Остальные компании тянут с выполнением требований — сделать они это были должны с 1 января 2022 года
Зарубежным IT-гигантам, которые не выполнили требования закона о «приземлении» в России, может грозить запрет на рекламу, сообщил замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин. При этом значительная часть компаний уже начала этот процесс.
Всего в перечне РКН — 13 иностранных компаний, которые по закону должны «приземлиться» в России. И уже больше половины, как заявили в Госдуме, в той или иной степени выполнили требования властей.
IT-гигантам нужно зарегистрироваться на сайте Роскомнадзора и открыть здесь представительство. В полной мере закон исполнили Apple и Spotify.
У «яблочной» корпорации выручка в нашей стране, по данным за 2020 год, выросла больше чем на 40% и составила 266 млрд рублей. Благодаря этому российская «дочка» Apple существенно продвинулась в нашем списке компаний по размеру выручки, обогнав «АвтоВАЗ».
Ну, а Spotify в прошлом году, по данным Deloitte, вышел на второе место в России по использованию среди аналогичных сервисов, уступив только «Яндекс.Музыке».
Так что неудивительно, что именно эти компании первыми и «приземлились». Тем более что это не такая сложная процедура, замечает бывший замминистра связи Илья Массух.
Илья Массух бывший замминистра связи, президент Фонда информационной демократии «Требование российского законодательства о «приземлении» очень простое, элементарно исполняемое. Мы недавно видели пример Apple, мне кажется, крупнейшая IT-компания в мире, которая создала российское представительство и зарегистрировалась в Роскомнадзоре, и никаких особых проблем юридических и технологических не было. Сам процесс достаточно простой, во многом автоматизирован с точки зрения взаимодействий через интернет».
Судя по всему, иностранные IT-гиганты действуют по такому принципу: тем, для кого российский рынок важен, начинают исполнять требования закона. Остальные не спешат.
Как сообщил Forbes со ссылкой на источник в правительстве, неохотно идут на контакт Meta (деятельность организации запрещена на территории РФ) и Twitter. Последний в свое время ощутил на себе особенности взаимодействия с Роскомнадзором, когда в прошлом году ему замедляли скорость трафика за неудаление контента.
Сейчас РКН пригрозил запретить компаниям, которые не «приземлились», зарабатывать на рекламе в России, а это один из основных источников дохода. А ЦБ в свою очередь может заблокировать для компаний прием рекламных платежей. Правда, эта мера еще только прорабатывается. В любом случае такой «кнут» гуманнее, чем блокировка ресурсов или замедление трафика, говорит основатель и гендиректор IT-компании Oxygen Павел Кулаков.
Павел Кулаков основатель и гендиректор IT-компании Oxygen «Я убежден, что Роскомнадзор не заинтересован в том, чтобы ограничивать доступ пользователей к контенту, и в том, чтобы ограничить присутствие этих компаний. Роскомнадзору необходимо начать диалог и найти точки соприкосновения и компромисс. И вот те решения, которые предлагаются, это ограничить возможности рекламы, выглядят более эффективными, более гуманными, чем блокировка».
Одновременно для компаний, которые не соблюдают наши законы, могут ввести оборотные штрафы. Хотя им к ним не привыкать.
В конце 2021 года Google оштрафовали на рекордные для России 7 млрд рублей. А Meta — почти на 2 млрд. Но подобные санкции применяются не только у нас.
Telegram, который пока не «приземлился» в России, может грозить штраф в Германии в 55 млн евро. По курсу это больше 4,5 млрд рублей. То есть суммы сопоставимые. И наказать Telegram Берлин может за то же самое, за что штрафуют и у нас, — противоправный контент.
Так что регулируют интернет-площадки и мессенджеры не только у нас. Но и на контакт с властями, как показала наша практика, они все-таки идут. Более того, судя по данным СМИ, российские власти пока действуют достаточно мягко. По закону «приземлиться» компании должны были еще с 1 января. Но им дали время до марта, чтобы начать выполнять требования.