Дедушка не виноват: последствия дела Камилы Валиевой для российского спорта. Комментарий Семена Новопрудского
Лента новостей
В истории российской фигуристки, у которой допинг-проба оказалась положительной, одна из трех причин — трагическая случайность, преступная халатность или прямое преступление, считает колумнист
В мире, похоже, сейчас есть только две новости: мировая война «буквально на днях» и допинговый скандал с абсолютным фаворитом Олимпиады-2022, одной из самых талантливых фигуристок всех времен, 15-летней россиянкой Камилой Валиевой. От хода дела Валиевой зависит не только спортивная и личная судьба выдающейся спортсменки и пока еще ребенка, но и будущее российского спорта.
Что важно понимать про ситуацию с Камилой Валиевой на данный момент? Во-первых, что пока дело о допинге не расследовалось по существу. Панель Спортивного арбитражного суда всего лишь рассматривала законность отмены временного отстранения Камилы из-за положительной пробы. Единственная причина того, что Камиле Валиевой дали выступить на Олимпиаде, — ее возраст. Спортсмены младше 16 лет не попадают под антидопинговые санкции как несовершеннолетние. Примерно по этой же причине малолетним преступникам не дают реальных сроков.
Во-вторых, Россия де-факто признала допинг. По словам главы дисциплинарной комиссии Международного олимпийского комитета Дениса Освальда, российская фигуристка объяснила попадание триметазидина в своей организм тем, что его принимал для сердца дед и произошло «бытовое загрязнение». Проще говоря, Камила просто выпила воду из стакана, которым пользовался дедушка, принимая этот препарат.
В-третьих, триметазидин — это не «пороговый препарат». То есть применительно к нему не существует понятия «микродоза». Он однозначно запрещен антидопинговыми правилами в 2014 году, и не важно, в каких количествах найден у любого спортсмена. Как не важно и то, взята ли проба во время соревнований (как в случае с Камилой, это случилось 25 декабря 2021 года на чемпионате России) или во внесоревновательный период. Важно, был ли он обнаружен в пробе спортсмена или нет. В случае с Камилой, очевидно, был.
В-четвертых, решение МОК не проводить церемонию награждения победителей и призеров командного турнира в фигурном катании, который выиграла Россия и в котором блестяще выступила Камила Валиева, а также в личных соревнованиях, если наша фигуристка окажется в числе призеров, морально неприятно для нас, но законно и логично. Законно, потому что МОК сам устанавливает регламент и правила награждения призеров Олимпиад. Логично, потому что допинговое дело Камилы все равно будут рассматривать по существу уже после Олимпиады. И если фигуристку признают виновной, эти медали и у сборной России, и лично у Валиевой, возможно, будут отобраны. Вряд ли самой Камиле было бы приятно получить свои медали непосредственно на Олимпиаде, а потом все равно отдавать их.
Есть ли хорошие для нас новости в этой истории? Есть. Их две.
Главная — Камиле Валиевой дали возможность выступить на Олимпиаде, завоевать и, если удастся доказать абсолютную случайность попадания в организм этой «витаминки для сердца», сохранить свои олимпийские медали. Второго такого шанса у нее, по всей видимости, не будет. Если правила женского фигурного катания не изменят и не повысят возрастной ценз допуска ко взрослым соревнованиям, побеждать смогут только девочки 15-16 лет, а в 19 (именно столько исполнится Валиевой к следующей зимней Олимпиаде) они уже становятся «немощными старухами». Прыгать каскады с четверными прыжками и сами «квады» по чисто физиологическим причинам девушки после 17-18 лет могут с большим трудом или не могут вовсе. А без таких прыжков Олимпиады и чемпионаты мира не выиграть.
Вторую хорошую для нас новость озвучил тот же Денис Освальд. Он заявил, что МОК не связывает случай Валиевой с допинговыми скандалами во время Олимпиады-2014 в Сочи. Для российского спорта отсутствие такой связи критически важно.
Россия и так участвует в Олимпиадах и чемпионатах мира с 2020-го по декабрь 2022 года на птичьих правах — без гимна и флага. Если версия с дедушкой во время рассмотрения дела о допинге Валиевой не будет доказана в суде, российский спорт могут ждать новые антидопинговые санкции. В том числе продление бана на использование гимна и флага или в худшем случае отстранение от Олимпиад на какой-то срок.
В любом случае очевидно, что репутация России как серийного нарушителя допинговых правил мгновенно превращает любой случай допинга у наших спортсменов в глобальный скандал. В истории с Валиевой произошло одно из трех: трагическая случайность (если версия с дедушкой правда, а не экстренно придуманная тренерским штабом отговорка, чтобы любой ценой позволить Камиле выступить на Играх в Пекине), преступная халатность (если врачи дали ей препарат по ошибке) или прямое преступление (если этот препарат фигуристке давали сознательно). Вопросов к самой Камиле нет, она ребенок и вряд ли даже знала слово «триметазидин». А вот расследование в отношении ее тренерского штаба в самой России должно быть честным и беспристрастным. И его итоги должны быть публично обнародованы.
Мы должны знать, чьей жертвой стала выдающаяся российская фигуристка. Что не мешает нам болеть за нее всем сердцем, желать Камиле Валиевой победы в личном турнире на Олимпиаде, сохранения этой золотой медали и честного имени в спорте.