Президент Туркменистана даст «дорогу молодым»
Лента новостей
Гурбангулы Бердымухамедов заявил о проведении 12 марта внеочередных президентских выборов. Формально до истечения срока его полномочий осталось два года. Почему он анонсировал выборы так внезапно и кто станет его возможным преемником?
В Туркменистане 12 марта пройдут внеочередные выбора президента, сообщает ТАСС со ссылкой на ЦИК Туркменистана. Накануне вечером на заседании верхней палаты парламента 64-летний президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что два года назад «достиг возраста пророка и хочет сегодня обсудить непростое решение о себе, к которому пришел». И добавил — молодым нужно дать дорогу к госуправлению страной.
Срок полномочий главы республики истекает только через два года. Почему он анонсировал выборы уже сейчас и какие задачи поставит перед своим преемником?
Возраст пророка, о котором упомянул на заседании парламента глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, заметно изменил имидж руководителя республики. После того, как ему исполнилось 63 года, скачки на белом коне, автомобильные гонки и тренировки спецназа остались в прошлом. Президент страны отметил важную для себя дату и начал планировать транзит власти на ближайших выборах в 2024 году. Однако до них дело не дошло, и Бердымухамедов решил покинуть свой пост уже весной 2022-го. У такой спешки, по мнению экспертов, есть как минимум две причины. Проблемы со здоровьем, которые наблюдались у президента еще в прошлом году, а также январские протесты в Казахстане. Продолжит кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Центра междисциплинарных исследований Максим Вилисов:
Максим Вилисов кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Центра междисциплинарных исследований «События в Казахстане могли просто показать, что любые схемы транзита власти являются неустойчивыми, для того ситуация может быть раскачана очень быстро. Нельзя забывать о том, что после событий в Казахстане была проведена встреча китайского руководителя с главами центральноазиатских государств, и, вполне возможно, что здесь совокупность этих факторов повлияла на то, что решение сейчас было принято. Но вообще смысл назначения таких внеочередных и очень быстрых, как мы видим, по срокам выборов всегда в том, чтобы сохранить интригу и сохранить контроль над ситуацией. Поэтому я думаю, что достаточно долгое время будет сохраняться неопределенность».
При этом уже известно, что Гурбангулы Бердымухамедов после своего ухода с президентской должности займет пост председателя верхней палаты туркменского парламента. А наиболее вероятным кандидатом называют сына нынешнего главы республики Сердара, которому в сентябре исполнилось сорок лет. За свою карьеру он успел побыть замглавой МИД, губернатором одного из городов, министром промышленности и вице-премьером по экономике. Кстати, эта же должность в 2006 году стала для самого Бердымухамедова трамплином на президентский пост после смерти Туркменбаши Сапармурата Ниязова.
Если говорить про изменения, которые последуют вслед за сменой власти в Туркменистане, то они в первую очередь затронут внешнеполитический курс республики. При этом ключевой сферой сотрудничества будет энергетический сектор, а главным партнером — Китай. Из Туркмении уже давно запущен газопровод в Поднебесную, а 5 февраля Бердымухамедов и Си Цзиньпин подписали соглашение о строительстве четвертой ветки этого газопровода. Китайцы в лидерах по импорту голубого топлива, отмечает старший научный сотрудник центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин:
Станислав Притчин старший научный сотрудник центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН «Да, сейчас анонсируется приход китайских инвесторов в энергетические проекты, но, опять же, это вкладывание всех яиц в одну и ту же корзину. То есть, Китай и так является ключевым покупателем газа из Туркменистана, соответственно, приглашение Китая к новым проектам еще больше усугубит эту зависимость Туркмении от Китая. Здесь имеет смысл искать возможности для привлечения других компаний, может быть западных, но опять для этого нужно выполнить ряд политических условий по модернизации, открытию экономики».
Следить за мартовскими выборами в республике будет и Москва. В 2019 году российский поставщик заключил пятилетний контракт голубого топлива у госконцерна «Туркменгаз» на поставку до 5,5 миллиарда кубометров газа в год. Эксперты тогда отмечали, что энергоресурс направят в южные регионы России и тем самым высвободят часть объемов «Газпрома» для экспорта в Европу.