EUobserver: ЕС готовится включить Россию в серый список налоговых убежищ
Лента новостей
Это означает, что государство не выполнило взятые на себя обязательства по реформе налогового законодательства. Еще в список планируют включить Израиль, Бермуды и Британские Виргинские острова
Обновлено в 12:30
Евросоюз готовится включить Россию в серый список налоговых убежищ, сообщает EUobserver со ссылкой на проект документа. Попадание в такой список — индикатор того, что юрисдикция не соответствует международным стандартам налоговой конкуренции. По информации издания, перечень расширят с 15 до 25 юрисдикций; кроме России в него попадут Израиль, Бермуды и Британские Виргинские острова. Предполагается, что новую редакцию списка утвердят 24 февраля на заседании Евросовета.
Вероятная причина включения России в серый список — существование в стране специальных административных районов — САР. Это острова Русский в Приморье и Октябрьский в Калининграде. Вот что говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров:
Александр Захаров партнер Paragon Advice Group «Изначально этот режим был создан якобы для того, чтобы позволить переносить офшорные компании на территории РФ в целях деофшоризации. Но, к сожалению, для всей мировой общественности стала известна основная цель, она была связана не с деофшоризацией, как они считают, а с защитой подсанкционных лиц. Россия, создав специальные административные районы, по мнению ЕС, создала условия, являющиеся огорожением от общего налогового режима для избирательного предоставления налоговых льгот с учетом общей позиции, которая существует с 1998 года. Нужно понимать следующее: хочет ли Евросоюз, чтобы САР прекратили существование или ввели такие же требования к действительному эффективному присутствию и наличию офисов, как в отношении Британских Виргинских островов, Бермуд и остальных офшоров. Пока непонятно, то есть официальные власти должны указать, будут ли САР продолжать или нет. Потому что серый список — индикативный показатель, который предшествует черному списку, в результате которого уже могут последовать санкции и вопросы, связанные с более сложным проведением финансовых операций и ограничений представления преимуществ по соглашению об избежание двойного налогообложения. Если говорить о фактическом соблюдении требований САР, то есть переносе туда реальных офисов, наполнении персоналом, их реальном несении затрат и выполнении конкретных функций, то это, наверное, косметическая ситуация. Если ЕС будет категорически против создания такого инструмента, это уже другой вопрос. Тут горе-создатели САР должны понимать, что они с самого начала приняли решение неправильно, их нужно отменять. С учетом того, что есть еще такая политическая составляющая, я думаю, что тут дело будет решаться долго».
САР появились в России в 2018 году после того, как США применили санкции к нескольким российским компаниям и их собственникам. Они позволяют сменить корпоративную прописку — провести полную миграцию иностранных компаний в Россию и получить налоговые льготы. Комментирует директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк:
Эдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK «Кандидаты на внесение в серый список — это те, кто, если исправятся, в черный список не попадут и из серого исчезнут. Поэтому я бы ситуацию не драматизировал, сразу говорю, что там в свое время была и Турция, и Болгария, сейчас есть Израиль. Почему там потенциально может оказаться Россия? Как раз из-за САР, это, очевидно, основная причина. Сможем ли мы каким-то образом САР изменить или отказаться от них до 24 февраля или в обозримом будущем? Нет, поэтому теоретически 24 февраля и позднее мы в этом списке находиться будем, но при условии, что ЕС не поменяет свои регламенты. Что это может значить для России? Практически ничего. Серый список ЕС ни на что не влияет, европейские банки будут дополнительно исследовать платежи в адрес России или из российских банков, но они давно это делают. Мы знаем, что российским владельцам непросто открыть счета в европейских банках и работать через них. Поэтому дополнительную нагрузку возьмут на себя наши доблестные банкиры. В целом мы так или иначе будем нести как минимум имиджевые издержки, но принципиально ни на ком это не отразится».
Минфин еще в 2021 году сообщал, что ведет с ЕС переговоры, чтобы не допустить признания САР «вредоносными» налоговыми режимами. Статс-секретарь — замминистра финансов Алексей Сазанов заявлял, что САР нужно «донастроить» так, чтобы они соответствовали «критериям так называемых справедливых налоговых практик». Чтобы снять претензии ЕС, у зарегистрированных в «русских офшорах» компаний должно быть реальное присутствие — офисы и сотрудники, а особый налоговый режим должен быть доступен не только иностранным компаниям, которые решили сменить прописку, но и российским.