Проехать 3800 метров за сутки: тысячи грузовиков стоят на белорусской границе с ЕС
Лента новостей
Дальнобойщики рассказывают, что ситуация на белорусской границе с Латвией, Литвой и Польшей не поменялась. Теперь поступают сообщения и о пробках на границе России и Эстонии. Что происходит на погранпереходах?
На белорусской границе с европейскими странами по-прежнему наблюдаются огромные пробки из фур, сообщает ТАСС.
Андрей — дальнобойщик из Екатеринбурга. Его компания возит за рубеж товары, например российский титан. Конкретно сейчас он везет нефтяные насосы. Через Белоруссию в Польшу, потом в Нидерланды, а далее они морским путем отправятся в Техас, где с помощью российского оборудования американские нефтяники будут добывать сырье. В прошлый раз Business FM общалась с Андреем в понедельник. Он стоял уже пятые сутки на пункте пропуска Козловичи. Спустя сутки он так и не доехал до границы. Но за 24 часа водитель проехал целых три километра. Причем, по словам Андрея, ситуация с фурами, которые едут из Польши в Белоруссию, гораздо лучше:
«Полицейские Польши разруливают ситуацию более грамотно, и получается так, что водители там долго не стоят. Вот сколько времени прошло с нашего последнего разговора, я все время был в движении, я даже ночью не спал после вашего разговора со мной. Я проехал всего 3800. 3 километра 800 метров. Получается, я больше суток ехал это расстояние. Проехав 3 километрам, я подумал, что это благодаря вам, это очень много».
Ранее белорусский погранкомитет сообщал, что выезда из страны ожидают 4700 фур. Из них почти половина стоит на литовской границе. И ситуация, возможно, ухудшится. Почему-то именно сейчас, когда возникла такая пробка, литовская таможня решила провести обновление своих систем. По сводкам ведомства, на момент 8 февраля ситуация существенно не изменилась. И через те же литовские переходы проезжают лишь 57% машин от пропускной способности. Причин, почему возникла пробка, несколько. Но главная, судя по всему, политика, предполагает председатель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Владимир Богданов:
— В первую очередь это политическая ситуация, между Польшей и Белоруссией и Литвой и Белоруссией, если так упрощенно на это ответить. Там много и иных факторов тоже присутствует, в том числе пандемия и так далее.
— Как такие задержки могут отразиться на россиянах и российском рынке?
— Это просто отражается, так сказать, психологически на перевозчиках, на водителях. Вы понимаете, что там стоят по несколько суток. Пока по такому как бы глобальному воздействию на экономику у меня цифр нет, мне кажется, пока еще [воздействие] не оказывается. Но на самом деле ситуация не очень хорошая.
В то же время одной из причин таких пробок может быть банальная бюрократия на таможне. В редакцию Business FM на днях обратился бизнесмен из Санкт-Петербурга Андрей. Его компания возит в Эстонию топливную щепу, то есть древесные отходы. И на то, чтобы проехать через переход Ивангород на границе с Эстонией, может потребоваться двое и более суток, из-за чего такая перевозка для компании может стать убыточной. Причем со стороны Эстонии проехать в Россию значительно проще, говорит Андрей:
«Эстонцы пропускают мгновенно, причем как по записи, там запись действует нормально, так же и в живой очереди более или менее быстро проходит. У эстонцев оформление само на границе занимает 15-20 минут. У нас, может, несколько часов. Потому что у нас поставили, документы забрали, потом водителя просят проехать через сканер, на сканер очередь, дальше они встают, выходит таможенник. Не сразу, конечно, в течение часа-двух там выходит, осматривает, потом начинают пограничники заниматься тем же самым».
В итоге нервы у шоферов накалены. Им не удается поспать, потому что очередь хоть и медленно, но двигается. И, конечно, доходит до драк. Точно так же об агрессии говорят и водители, стоящие на белорусской границе. На днях в Козловичах произошла трагедия. Дальнобойщик из Бреста сбил молодую сотрудницу таможни, женщина погибла. В причинах ДТП, конечно, разбираются. Но сам фон уже наводит на размышления: огромные пробки, хаос, злые, усталые водители, которые сутками живут в машинах.