Долги по зарплате могут начать выплачивать за счет имущества компании
Лента новостей
По мнению прокуратуры, механизм внесудебного взыскания долгов нуждается в совершенствовании, так как сейчас нет возможности взыскивать задолженность за счет любого имущества должника
Работодатели, которые не платят зарплаты, могут лишиться собственности. Такой новый способ защиты прав работников предложила Генпрокуратура, пишут «Известия».
По данным ведомства, в 2021 году государственные инспекции труда взыскали с работодателей свыше 364 млн рублей для погашения долгов по зарплате. Но, хоть это и превышает в 11 раз результаты 2020 года, механизм внесудебного взыскания нуждается в совершенствовании, а работа в этом направлении недостаточно результативна.
Причина низкой эффективности в том числе в отсутствии возможности взыскивать задолженность за счет любого имущества должника. Сейчас по закону об исполнительном производстве взыскать долг таким образом можно, только если предприятие объявлено банкротом. Генпрокуратура уже обратилась с предложением поправок в Минтруд.
Сами работодатели отнеслись к инициативе скептически.
Омбудсмен ресторанного рынка Москвы, основатель сети ресторанов «Мясо и рыба» Сергей Миронов:
«С выплатой зарплат все было понятно при процедуре банкротства, то есть они идут в приоритете, и если предприятие банкротится, его имущество продается, и выдаются зарплаты, тут было все понятно. В данном случае, конечно, это очень сложный вопрос, потому что, с одной стороны, эти зарплаты надо выплачивать, и, наверное, где-то правильно, что имущество предприятия на это идет. С другой стороны, эти люди дальше зарплату получать уже не будут, потому что предприятие остановится, если его средства будут реализованы. Оно в принципе работать не будет, эти люди окажутся безработными. Поэтому тут палка о двух концах, тут надо очень хорошо думать. Ну и опять мы понимаем сегодняшнюю ситуацию, сейчас далеко не все зависит от предпринимателей, учитывая ковид. Мы в бизнесе в очень плачевном положении с нехваткой кредитных денег. Поэтому сложный вопрос, его надо разбирать. Это однозначно подтолкнет предприятия к банкротству. У него сегодня какое-то положение, но завтра оно выкарабкается все-таки как-то и все отдаст, а тут у него шанса выкарабкаться уже не будет».
Президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев:
«Если какие-то задержки есть, они и так чреваты для предприятия всевозможными последствиями, в том числе и штрафными санкциями. Там очень много последствий и так есть в законодательстве, зачем усугублять это имуществом... Если предприятие нормально работает, то проблем с задержкой выплаты зарплаты не бывает. Ну и так умудряются штрафовать за опоздания, выплаты на один день каких-то отпускных или что-нибудь еще. То есть предприятиям и так приходится придумывать всевозможные способы, как оперативно рассчитывать сотрудника при увольнении, мгновенно все подбить на этот день и рассчитать, иначе штраф. И так-то все настолько зарегулировано, что никаких вольностей в этом плане никто себе не позволяет. А если уже не выплачивают, то понятно, что это значит, предприятие в предбанкротном состоянии, накладывать какие-то ограничения, распродавать имущество вне конкурса, вне конкурсного управляющего, мне непонятна логика».
Вице-президент РСПП, независимый директор компании АФК «Система» Давид Якобашвили:
«Все-таки у нас достаточно законов и так. Вот закон о банкротстве должен это все объединять, потому что сегодня мы зарплату не можем выдать, завтра из-за того, что электричество не заплатили, можно изъять имущество. Все-таки я считаю, что достаточно того закона, который есть, по мне, это решаемый вопрос, как во всех цивилизованных странах, по-другому это не должно работать. Какой закон вступает после того, когда у человека уже ничего нет, закон о банкротстве или он прямо идет в тюрьму? Что преимущественно, зарплата или все-таки налоги государственные и потом всякие выплаты?»
А вот мнения экспертов о новых поправках разошлись. Эксперт по рынку труда, директор Центра социального развития РАНХиГС Любовь Храпылина считает, что мера приведет к разорению производств. А, например, член думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб назвала инициативу «своевременной». И отметила, что в случае возникновения просроченной задолженности предприятия перед сотрудниками также было бы разумно накладывать арест на имущество компании до выяснения обстоятельств.