«Сегодня пошли пятые сутки»: более четырех тысяч фур скопилось на границе Белоруссии и ЕС
Лента новостей
Задержки товаров на таможне достигают нескольких дней. Дальнобойщик из Бреста рассказал Business FM о том, как быстро двигается очередь и какая ситуация среди водителей в пробке
Обновлено в 15:12
На границе Белоруссии с Евросоюзом почти неделю стоят гигантские очереди из более 4,3 тысячи грузовиков. Минск отрицает причастность страны к появлению очередей на границе с ЕС, отмечая, что «в процессе пропуска через государственную границу участвуют обе стороны». Наибольшее скопление транспорта фиксируется на пути в Польшу через КПП Козловичи. За прошедшие выходные польские пограничники оформили лишь 63% автомобилей, сообщили в погранслужбе Белоруссии.
Всего есть три пункта пропуска. Но самый большой — погранпереход Кузница Белостоцкая, который может оформлять по тысяче фур в сутки, — закрыт. Остальные с потоком большегрузов не справляются. В Литву пустили 73% грузовиков. Ранее разгрузилась Латвия, спустя пять дней простоя пункт оформил все прибывшие фуры.
Business FM удалось связаться с дальнобойщиком из Бреста Андреем. Он уже пятый день стоит в очереди на КПП Козловичи:
— Стоим неподвижно. Я такие разговоры слышу, хотят уже выйти и перекрыть дорогу, уже терпения ни у кого нет, и деньги, и продукты — все запасы у всех заканчиваются. Кто из водителей пытался выезжать перекрывать дорогу, местная милиция просто выписывает штрафы им и гонит в конец колеи. У всех уже нервы не выдерживают из-за этой ситуации. У нас начальство находится за Уральскими горами, они далеко от нас, но они надеются на лучшее.
— Вы сейчас находитесь именно в пробке и не можете оттуда уехать?
— Да.
— Сколько вы там стоите?
— Сегодня пошли пятые сутки. Из машин выходим до заправки, водички купить, а больно продукты не продаются здесь на заправке: печеньки, такое только все. Стоит только выехать из пробки, назад вернуться уже невозможно, все агрессивно настроены, уже все, место потерял, поэтому приходится постоянно держать свое место.
— Появляются сообщения о том, что фуры стали пропускать быстрее.
— Это неправда. Все машины, которые рядом со мной, они как стояли, так и стоят пятые сутки. У нас то же самое, по рации слушаю, водители говорят, что они звонят куда-то в таможенные органы, они говорят, 700 машин пропустили, но это неправда.
— Что вы везете?
— Скоропортящуюся продукцию разрешено пропускать, не стоя в колейке. У меня продукция, связанная с нефтянкой, не скоропорт, поэтому мне не светит быстрее пройти границу. Работодатель ничего не платит мне за простой, я просто стою бесплатно. Я уже много раз по этой дороге ездил, в ней девять километров, а это очень много до границы. Пробка выросла на 40 километров. Движения нет, началось это в декабре, впервые такая длинная.
Комментирует управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» Владимир Тян:
Владимир Тян управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» «По-прежнему самая сложная ситуация с выездом из Белоруссии в сторону Польши. Связано это с закрытием [погранпереходов] и с ограниченной пропускной способностью оставшихся. Во-первых, с польской стороны быстро эту ситуацию улучшить нельзя, во-вторых, вероятно, нет заинтересованности в том, чтобы это урегулировалось сразу, потому что есть политический момент. Очевидно, есть обращение польского бизнеса, польских перевозчиков в местный Минтранс и в соответствующие ассоциации переводчиков. Я думаю, что их возможности тоже ограничены, судя по переписке с нашей [организацией], они ситуацию мониторят, пытаются повлиять, но вряд ли это можно решить так просто. Относительно того, куда перекладываются издержки, связанные с простоями, они перекладываются в цены, цены выросли в 2-2,5 раза. У перевозчиков простая арифметика, основной показатель — это оборачиваемость, рост цен пропорционален росту количества простоев».
Ранее аналогичные проблемы с пропуском фур произошли на литовской границе. Тогда Литва назвала причиной перебои в электроснабжении.