«Приземлились»: в Россию пришли IT-гиганты
Лента новостей
Первой большинство требований закона о «приземлении» иностранных интернет-компаний выполнила корпорация Apple. Отдельные шаги сделали Twitter, TikТok и ряд других компаний, а вот Google и Meta пока отмалчиваются
Закон «О деятельности иностранных лиц в сети «Интернет» на территории России», более известный как «закон о приземлении IT-гигантов», принятый Госдумой минувшим летом, вступил в силу 1 января. По новым нормам иностранными гигантами считаются любые сайты и сервисы, которыми каждый день пользуются больше полумиллиона россиян. На сегодня, согласно реестру Роскомнадзора, это экосистемы Google, Apple и Meta (деятельность организации запрещена на территории РФ), мессенджеры Telegram, Viber и Discord, сервисы Zoom, Spotify и Twitch, соцсети Twitter, TikTok и Likee, а также Pinterest.
Компании под страхом ограничений вплоть до полной блокировки должны выполнить четыре условия: зарегистрировать кабинет на сайте Роскомнадзора, разместить у себя форму для обращений россиян, создать в России «дочку» или представительство и установить российский трекер посещаемости. Продолжает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин:
Эльдар Муртазин ведущий аналитик Mobile Research Group «Apple — одна из первых компаний, но, насколько мне известно, Google уже тоже готова открыть именно под «закон о приземлении» офис для ряда сервисов. Я думаю, то же самое будет с большинством компаний, за исключением, возможно, Facebook, у которого сложные взаимоотношения с Россией. Но и у них сейчас сложный период в истории, поэтому компания, возможно, не будет реагировать. Но в целом да, закон будут соблюдать. Тенденция сегодня очень простая: любое государство хочет контролировать, что происходит на его территории. У нас есть огромный рычаг давления на любую компанию — это объем российского рынка в деньгах. Когда говорят, что Россия — это ничто в мировой выручке, это 1% или чуть меньше для конкретной компании, это все полная ерунда, потому что на сегодняшний день этот 1% выливается в миллиарды долларов. Если государство слабое, оно позволяет не соблюдать законы. Это уже другая история, в России государство сильное».
Пока нельзя говорить ни о всеобщем «приземлении» IT-гигантов в России, ни о массовом игнорировании требований закона. К 4 февраля, спустя месяц после вступления нормы в силу, документы на открытие российского представительства подали только Apple и Spotify. Еще три платформы — TikTok, Likee и Viber — пока решились на ни к чему особенно не обязывающие шаги: зарегистрировали кабинет на сайте Роскомнадзора и создали форму обратной связи, а Twitter ограничился только личным кабинетом. Будут ли нормы соблюдаться? Рассуждает основатель KIP Legal Tech Павел Катков:
Павел Катков основатель KIP Legal Tech«Конечно, это не значит, что Apple полностью сдалась: когда будут какие-то новые требования, компания до последнего будет тянуть. Можно открыть представительства, но продолжать не исполнять остальные законы, то есть это будет что-то типа посольства. Однако наличие посольства еще не значит стопроцентного выполнения всех условий. Но при выборе между аудиторией и невыполнением закона компания, конечно же, выберет аудиторию, потому что в конечном счете это бизнес, который хочет прибыли. Полноценный контроль невозможен без некоего наднационального международного соглашения, которое будет позволять дотянуться до счетов интернет-гигантов, в какой бы стране мира они ни находились. Или вслед за требованием об открытии представительства [введут] требования о каких-то депозитах, на которые можно будет наложить арест, в отношении которых можно будет реализовывать решение о штрафах, тогда вот все как-то заработает».
Среди прочего новый закон обязывает российские представительства интернет-компаний принимать меры «по ограничению доступа к информации». В случае несоблюдения нормы платформе грозит все тот же список санкций: от запрета на рекламу до полной блокировки. А учитывая, что одним из IT-гигантов Роскомнадзор считает Telegram, не слишком склонный к сотрудничеству, рунету может быть впору готовиться к матчу-реваншу.