«Беларуськалий» переориентировал экспорт на российские мощности
Лента новостей
Какие объемы поставок «Беларуськалия» сможет принять Россия? И останется ли она единственным транзитером удобрений из соседней республики?
Поставщик удобрений «Беларуськалий» переориентировал свой экспорт после запрета транзита через Литву, заявил белорусский премьер Роман Головченко агентству «Белта». Он отметил, что местные производители потеряют маржинальность из-за более длинной логистики, но это компенсируется ростом мировых цен. С 1 февраля Литва в рамках санкционного законопроекта перестала транспортировать грузы из Белоруссии.
«По сути, мы ничего не потеряли. Может, даже и выиграли» — так белорусский премьер Роман Головченко прокомментировал переориентацию экспорта «Беларуськалия» на российские мощности. Как и ожидалось, с февраля литовские власти перестали принимать поезда из Белоруссии, которые транспортировали столь важный для экономики республики калий. Россия в качестве нового и основного транзитера была лишь одним из запасных вариантов.
«Беларуськалий» мог и не уходить из Литвы, если бы заключил контракт с частными перевозчиками, которых ограничения не коснулись. Но, как пишет Delfi со ссылкой на BNS, все заявки потенциальных операторов были отклонены. В результате ни один груз из республики так и не был доставлен в Клайпедский порт. Варианты с Эстонией или Латвией тоже отпали — балтийские страны отказались принять белорусского поставщика после вступления в силу американских санкций.
Детали транзита через Россию пока неизвестны. Ведь использовать ее для перевозки своих удобрений «Беларуськалий» будет впервые. Компания уже приготовилась к сокращению поставок, по данным экспертов, Россия сможет принять лишь 15-20% от всех поставляемых ныне объемов. Но правительство Белоруссии это, кажется, не волнует. Оно намерено компенсировать потери за счет роста мировых цен на удобрения, который неминуемо вызовет проблемы белорусского поставщика, на которого приходится 20% от мирового рынка хлоркалия. И дефицит этот продержится еще как минимум год, говорит президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин:
— Технологические пути решения, я думаю, — это на горизонте конца 2022-2024 годов.
— Если говорим о маршруте, физически как этот калий может поставляться?
— Это может быть Усть-Луга, это может быть Новороссийск. По Новороссийску транспортное плечо более длинное получается для Белоруссии. Для белорусов наш северо-западный бассейн смотрится более оптимально с учетом обеспечения альтернативности транспортного плеча. Оно будет длиннее в любом случае, где-то на 15% длиннее, чем было. И здесь наверняка еще будет вставать вопрос о том, что белорусы захотят или попросят у РЖД дополнительную скидку на транспортировку.
Но как быть российским конкурентам в лице «Уралкалия» и «Еврохима» с «Беларуськалием»? В компаниях пока никак не комментировали возможные риски, но вряд ли они позволят белорусскому поставщику использовать свои мощности. Все их терминалы и так уже загружены собственным товаром. Поэтому если Белоруссия захочет увеличить объем поставок, то воспользуется еще одним способом перевозки калия, продолжает управляющий директор Trade123 Владимир Рожанковский:
Владимир Рожанковский управляющий директор Trade123 «Это может быть, например, железнодорожное сообщение, частично сообщение по Балтийскому морю, но не через страны Прибалтики, а, например, через тот же порт Санкт-Петербург. Просто дело в том, что это же соль, а соль, к сожалению, очень не любит влагу. И там требуются дополнительные упаковки, полиэтилен — полная герметичность, чтобы ни в коем случае даже намек на влагу не попал в паллеты. Это немножко сложно, но, с другой стороны, по морю, конечно, калий перевозить проще, чем железнодорожным сообщением».
У России же тем временем, помимо переориентации белорусского калия, возникла еще одна забота, связанная с поставками. Литовские железные дороги помимо белорусов отказали в транспортировке товаров через свою территорию и российским компаниям. Позже оказалось, что оператор слишком широко трактовал санкции ЕС и США в отношении Белоруссии, поэтому отклонил заявки и других экспедиторов, товары которых пересекали республику. И, несмотря на то что МИД страны пообещал рассмотреть заявки заново, часть из грузов, в том числе российских нефтяных компаний, в феврале в Литву уже не поступят.