16+
Среда, 15 января 2025
  • BRENT $ 79.93 / ₽ 8268
  • RTS867.57
1 февраля 2022, 23:23 Политика
Актуальная тема: Антироссийские санкции

На что рассчитаны антироссийские санкционные угрозы? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Санкционные угрозы в какой-то мере выступают формой контратаки Запада в ответ на российские ультимативные требования по гарантиям безопасности, выдвинутые в декабре, полагает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Сенат США уже на этой неделе может принять новый пакет антироссийских санкций. Представители демократов и республиканцев заявляют, что две партии близки к согласованию окончательной версии билля. Как сообщил один из авторов законопроекта демократ Роберт Менендес, «существует невероятная двухпартийная решимость поддерживать Украину, эта решимость будет иметь серьезные последствия для России, если она вторгнется в Украину, а в некоторых случаях и за то, что она уже сделала». Это происходит на фоне пока не завершившихся попыток разрешить нынешнее обострение вокруг Украины дипломатическим путем. Как санкции могут повлиять на дальнейший ход событий?

Хотя переговоры между Россией и США по гарантиям безопасности еще продолжаются, перейдя в стадию обмена письменными разъяснениями, Белый дом и конгресс наперегонки готовят новые санкционные пакеты. Причем уже не только в привязке к якобы неминуемому российскому вторжению на Украину, которое обещают с осени, но которое все никак не происходит, но и в качестве «превентивной меры». При этом Белый дом, если верить утечкам в прессу, делает акцент на персональных санкциях против крупных предпринимателей и людей из окружения Владимира Путина. Хотя после нескольких раундов таких санкций, в том числе расширения черного списка в 2018 году, уже трудно представить, кого туда еще можно включить из числа тех, кого там еще нет.

Возможно, Вашингтон при этом попытается синхронизировать свои санкции с готовящимся в Великобритании аналогичным пакетом, который, как утверждалось ранее, может предусматривать заморозку активов российских предпринимателей и компаний по принципу их якобы «близости к Кремлю».

На сегодня Соединенное Королевство ввело ограничительные меры против 180 физических и 48 юридических лиц, однако они пока не касаются ведущих российских компаний. Акции 23 таковых сегодня котируются на Лондонской бирже. Очевидно, резкие действия против столь крупных игроков рынка могут аукнуться самой британской, да и всей западной экономике. В том числе и по этой причине Лондон всего лишь четыре раза после принятия в 2018 году соответствующего закона пытался задействовать механизм конфискации собственности, происхождение средств на покупку которой не получило внятного объяснения.

При этом отдельные персональные санкции и в Великобритании, и в США властями рассматриваются в качестве более мягкой альтернативы обоюдоострым секторальным санкциям. Возможно, Белый дом и сейчас предпочел бы пойти по этому пути, однако сенат, похоже, готов выступить с собственной, более жесткой альтернативой.

Рассматриваемый сейчас законопроект «О поддержке суверенитета Украины» имеет среди «коспонсоров» 41 сенатора-демократа. Для того, чтобы получить 60 голосов, требуемых для быстрого прохождения, нужны еще голоса республиканцев, которые в обмен за свою поддержку требуют ужесточения предлагаемых мер, в частности, императивного эмбарго против «Северного потока — 2» вне зависимости от так называемой «агрессии против Украины». Также некоторые из них настаивают на императивном и безусловном отключении от SWIFT российских банков. По крайней мере билль предусматривает такую меру против как минимум трех из перечисленных там 12 крупнейших российских финансовых организаций.

Один из главных соавторов билля сенатор Менендес теперь говорит, что некоторые республиканские предложения будут учтены. Помимо этого, законопроект предполагает ограничительные меры против российской добывающей промышленности, а также против российского руководства, включая президента и премьера, запрет на обращения российского госдолга.

В то же время, опять же судя по утечкам в прессу, даже самые жесткие санкции пока не предполагают полного запрета на экспорт российских энергоносителей и, соответственно, запрета на расчеты за них. Поскольку это нанесет неприемлемый ущерб уже экономике Запада.

В этих условиях рынок пока не верит в «апокалиптический вариант», а потому встречает все утечки о готовящихся самых-самых жутких санкциях против России пока что умеренным укреплением рубля в последние дни.

Встает тогда логичный вопрос: если даже российский рынок пока не рухнул под давлением всех этих санкционных угроз, то какую цель преследуют санкционеры, на что рассчитывают? Ну, во-первых, нельзя недооценивать самодостаточность санкционной политики и риторики американских законодателей, для которых это во многом продукт для внутреннего потребления. Во-вторых, санкционные угрозы, увязанные с ситуаций вокруг Украины, могут быть положены на чашу весов в торге с Москвой по тем вопросам гарантий безопасности, по которым такой торг еще возможен. И если он состоится.

Санкционные угрозы в какой-то мере выступают формой контратаки Запада в ответ на российские ультимативные требования по гарантиям безопасности, выдвинутые в декабре. В то же время это довольно острая игра, в ней можно довольно скоро перейти ту грань, за которой торг уже будет невозможен, поскольку последует разрыв отношений.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию