Лукашенко пообещал санкции для Литвы в случае запрета на транзит белорусских грузов
Лента новостей
Надолго ли остановится транзит белорусских грузов через территорию Литвы? И как эта остановка повлияет на мировой рынок удобрений?
С 1 февраля литовские власти намерены запретить транзит белорусских грузов по главной железной дороге страны, сообщает LRT со ссылкой на законопроект литовского Минтранса. Это в первую очередь ударит по крупнейшему поставщику калийных удобрений «Беларуськалию». Белорусский президент Александр Лукашенко пообещал ввести ответные санкции в отношении Литвы, если та откажется пропускать грузы.
Запретив белорусский транзит через свою территорию, Литва наконец вскрыла пакет экономических санкций. Сделала она это после того, как ее влиятельный партнер в лице США в декабре наложил ограничения сразу и на «Беларуськалий», и на белорусского трейдера крупнейшего поставщика калийных удобрений. Литовские власти последовали примеру американцев и вынудили госпредприятие «Литовские железные дороги» расторгнуть действующий контракт с белорусским поставщиком. Но бан не коснулся самих рельсов, поэтому белорусской компании надо было лишь заключить соглашение с одним из частных перевозчиков. Один из них к тому же расположен прямо рядом с Клайпедским портом, куда и направлялись белорусские удобрения, говорит литовский журналист Денис Тарасенко:
Денис Тарасенко литовский журналист «Есть частная литовская железнодорожная компания близ городка Гарагждай под Клайпедой. У них есть свои мощности, они пользуются инфраструктурой «Литовских железных дорог», своими составами и все это могут делать, в том числе вплоть до аренды чуть ли не самих составов тех же «Литовских железных дорог». Плюс еще соседняя Латвия, там точно так же есть частные железнодорожные компании. И они тоже могут в это все включиться, но пока, по крайней мере, в местных СМИ, проходила информация: какие-то заявки подавались, но отклонялись».
Так что некоторая вероятность, что «Беларуськалий» не только воспользуется услугами частных компаний, но и направит свой экспорт через терминал сухих насыпных грузов Клайпедского порта, сохраняется.
Российские мощности рассчитаны в первую очередь под отечественный бизнес. Так что принять Россия сможет лишь четверть от текущего экспорта белорусского производителя. Но это потребует и времени, и дополнительных инвестиций. Да и помогать Белоруссии России с экономической точки зрения не сильно выгодно, говорит руководитель Центра стратегических и внешнеполитических исследований в Минске Арсений Сивицкий:
Арсений Сивицкий руководитель Центра стратегических и внешнеполитических исследований в Минске «Выход Белоруссии или исключение «Беларуськалия» с глобального рынка приведет к существенному росту цен на калийные удобрения. И, конечно, в этом заинтересованы в том числе и российские производители калийных удобрений, включая «Уралкалий» и «Уралхим». Поэтому здесь, к сожалению, белорусская сторона становится заложником не только геополитического кризиса вокруг Белоруссии, но и коммерческих интересов ведущих мировых производителей калийных удобрений, включая российские».
Однако не стоит забывать, что часть России зависит от белорусских поставок через Литву. Об этом еще в декабре напомнил губернатор Калининградской области Антон Алиханов. «Мы вообще-то и белорусские товары потребляем — продукты, стройматериалы и не только» — отметил глава региона.
Литву, впрочем, пока не смущает, что санкции в отношении «Беларуськалия» ударят и по ее экономике. Ведь через Клапейду идут в основном белорусские и российские грузы. Кроме того, несколько литовских муниципалитетов уже отказались от закупки соли для посыпки улиц, так как она содержит в себе все тот же белорусский калий. Приходится покупать египетскую соль, которая обходится в два раза дороже.