Личный бренд для самозанятых. В России хотят разрешить гражданам регистрировать товарные знаки
Лента новостей
Что об этом думают самозанятые? Сколько может стоить регистрация и как будет осуществляться такая процедура?
Правительство одобрило законопроект о товарных знаках для граждан, сообщается на официальном сайте Министерства экономического развития РФ.
Сейчас зарегистрировать товарный знак в России могут только юрлица. Минэкономики предлагает разрешить это делать гражданам. И, по мнению ведомства, в первую очередь это будет интересно самозанятым. Главным образом для продвижения своих товаров и услуг. Сейчас самозанятые в основном развиваются в соцсетях, на онлайн-площадках. Или с помощью сарафанного радио. О том, в каких сферах регистрация личного бренда будет наиболее востребованной, Business FM рассказал директор департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития Рустам Тихонов:
Рустам Тихонов директор департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития «Мне кажется, в первую очередь это какие-то отрасли, связанные с образованием. Мы знаем, что традиционно у нас очень развито репетиторство и население активно пользуется услугами репетиторов. Это, возможно, дизайн, программирование. По сути, все те направления, которые очень удобно развивать с помощью интернета».
По словам Рустама Тихонова, в ходе подготовки законопроекта проводились консультации с онлайн-площадками. Им это интересно. Одно дело, когда товары и услуги продает некое физическое лицо. И совсем другое, когда пользователь видит название товарного знака. Сразу больше доверия. А значит, повышаются и продажи. Но торговых площадок не так много, а самозанятых в стране, по последним данным ФНС, — 4 млн. И провести полноценный опрос правительству не удалось.
Business FM решила отчасти восполнить пробел и спросила мнение самозанятых. Причем именно в тех сферах, которые перечислил представитель Минэкономразвития. Московский репетитор Татьяна считает, что потенциально идея интересная, но пока она вполне успешно продвигает свои услуги через соцсети:
«Я продвигаюсь в основном через социальные сети, и мой личный бренд построен на узнаваемости в социальных сетях. Нужно будет подробно разбираться, будет ли регистрация товарного знака оправданна в моей ситуации. Таким или иным образом, у меня уже есть свой товарный знак, но он, можно сказать, неофициальный. Будет ли официальный товарный знак действительно значим в моей ситуации?»
Есть несколько видов товарных знаков. Для самозанятых, скорее всего, подойдут два: словесный и изобразительный. К примеру: словесный товарный знак «Учитель Иванофф» с двумя Ф на конце. Изобразительный — это логотип. Сама процедура не так сложна. Нужно подать в Роспатент заявку с описанием товарного знака. Перед этим желательно проверить его на плагиат, чтобы потом не было отказа. Затем экспертиза, которую проводит все тот же Роспатент. И если его все устраивает — выдают свидетельство. Нужно ли это самозанятым? Стилист Светлана Токарева говорит, что в ее сфере клиенты ориентируются не на бренд, они приходят на человека, который сам по себе является товарным знаком:
«Я всегда немного вне контекста, как должно быть правильно, я в это не всегда верю. На данном этапе меня все устраивает. Я не особо верю, что товарный знак что-то мне принесет. Скорее важно просто делать грамотно свою работу, иметь отклики, отзывы, сарафанное радио. Для меня это намного качественнее работа, чем товарный знак».
Еще один очень важный момент. Возможно, потом в законе что-то поменяется, но пока регистрация товарного знака стоит минимум 33 тысячи рублей. Если в заявке найдут ошибки, то за исправление каждой потребуется заплатить еще 2800. Если в регистрации откажут и заявитель решит обжаловать решение, то это еще 13 с половиной тысяч. Для компаний деньги смешные. Для самозанятых подчас довольно крупная сумма.
Разработчик сайтов крымского объединения Devstages Вадим Цуканов говорит, что ему было бы интересно получить товарный знак, но платить он на данный момент не готов. А если уж так хочется узаконенного названия, то проще стать юрлицом:
— Мне интересно, плюсы есть от этого? Другой вопрос, сколько это будет стоить, какие условия.
— 33 тысячи рублей.
— Ну вот, 33 тысячи. У нас не все самозанятые на это готовы идти и тому подобное.
— А вы лично?
— На данный момент нет. Мне легче ООО какое-то зарегистрировать за тысячу рублей с уставным капиталом в 3 тысячи рублей, и, в принципе, я получу это название. Оно не будет торговым знаком, но тем не менее будет называться так, как я хочу.
В то же время идея привлекательна не только для онлайн-площадок, но и для продавцов-физлиц. Если это повысит лояльность клиентов, то и заработки будут больше. И в конце концов, это задел на будущее. Сегодня кто-то работает как самозанятый, а завтра он станет владельцем крупной федеральной сети, которая, к примеру, начиналась как товарный знак «Сантехник Иваныч». И ни у кого больше на этот бренд прав не будет. Правда, бывает так, что товарный знак есть, а бизнес не пошел. И наоборот. То есть было бы дело, а название найдется.