Лавров: «Если зависит от России, то войны не будет. Мы войн не хотим»
Лента новостей
Глава МИД РФ дал брифинг для российских СМИ, где пообещал, что вооруженного конфликта не будет, но только в том случае, если Запад «не будет наступать грубо на наши интересы, игнорировать наши интересы»
Обновлено в 14:15
Сергей Лавров дал брифинг для российских радиостанций и канала RT. Глава МИД ответил на вопросы: будет ли война, возможен ли гипотетический разрыв отношений России и США и о санкциях против Владимира Путина и самого Лаврова.
— Если это зависит от Российской Федерации, войны не будет. Мы войн не хотим. Но и наступать грубо на наши интересы, игнорировать наши интересы мы тоже не позволим. Я не могу сказать, что переговоры завершены. Американцы, как вы знаете, и натовцы больше месяца изучали наши предельно простые предложения, а мы только позавчера получили ответы, которые в таком западном стиле наводят тень на плетень во многом, но там есть рациональные зерна, как я уже говорил, по второстепенным вопросам. Например, ракеты средней и меньшей дальности, отвод учений подальше от границы с обеих сторон, ряд других мер так называемого деконфликтинга и деэскалации мер доверия. Все это отвергалось в течение последних двух-трех лет, сейчас все это предлагается обсуждать. То есть тот конструктив, который в них содержится, заимствован из российских инициатив последнего времени. Ну, это, я считаю, ну, хоть что-то, по-русски говоря.
— А если они все-таки дадут ответ, который нас точно не удовлетворит, может это привести к разрыву отношений? Потому что все, что мы слышим в последнее время от американцев, — это что они готовы вводить санкции против руководства всей нашей страны, против вас даже.
— Что значит «даже», я что, недостоин, что ли?
— Да, но я имею в виду, никогда же такого в истории не было, чтобы говорили о санкциях в отношении министра иностранных дел и президента, это просто уже запредельная история.
— Президент об этом уже сказал: если наши попытки договориться о взаимоприемлемых принципах обеспечения безопасности в Европе не дадут результата, тогда мы будем принимать ответные меры. Отвечая на прямой вопрос, какими эти меры могут быть, он сказал, они могут быть самыми разными: «Я буду принимать решения на основе тех предложений, которые мне представят наши военные». Естественно, другие ведомства тоже будут участвовать в подготовке этих предложений, по крайней мере сейчас идет межведомственная проработка полученных ответов от США и натовцев. Упомяну в скобках, что на фоне бумаги, которую прислали нам из НАТО, американский ответ является чуть ли не образцом дипломатических приличий. От НАТО ответ настолько идеологизированный, ну, просто мне было немножко стыдно за тех, кто эти тексты писал. Но предложения об ответе будут готовиться президенту, решение будет принимать президент. Что касается угроз введения санкций, он будет эквивалентен разрыву отношений, это было прямо сказано, и я думаю, что они это понимают, не думаю, что это в чьих бы то ни было интересах.
Параллельно с интервью Лаврова с ежегодным посланием выступал президент Белоруссии Александр Лукашенко. По его словам, «мы [белорусы] войны не хотим, навоевались». По словам Лукашенко, война возможна, если только на Белоруссию будет агрессия. В этом случае на ее территории окажутся сотни тысяч военных из России:
Сегодня, в пятницу, 28 января, после 17:00 президент Франции Эммануэль Макрон и российский президент Владимир Путин созвонятся по поводу Украины. По данным AFP, Макрон хочет предложить свои варианты деэскалации украинского кризиса. Он считает, что ситуацию могло бы разрядить, например, сокращение российского военного присутствия у границ Украины или публичное заявление Москвы о таких намерениях.
Ответов Западу по поводу гарантий безопасности у Кремля пока нет, но Путин найдет форму и время высказать свою позицию по этому поводу, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. И не исключил, что Путин может это сделать, беседуя с Макроном.
Выступление Лаврова на брифинге многие сочли позитивным сигналом в сторону снижения напряжения между Россией и Украиной. Так ли это? Комментирует политолог Георгий Бовт.
Георгий Бовт политолог, журналист «Выступление Лаврова было примерно таким же, как первая реакция на ответ американцев: основные вопросы остались без ответа, но есть что-то, о чем можно говорить. По-прежнему нет реакции первого лица, поэтому все выступления Лаврова дают возможность двоякого развития ситуации: либо в сторону ужесточения, либо в сторону тех самых переговоров по второстепенным вопросам. Поэтому нужно дождаться реакции Путина, который расставит все точки над «i» и все акценты. Пока, видимо, нет окончательного решения в высшем руководстве страны, что делать дальше. Риторика оставляет возможность качнуться как в одну сторону, так и в другую, поэтому Лавров оставляет для себя возможность сыграть как злого следователя, так и доброго, он ждет реакции Путина, которая до него пока, видимо, не доведена, или ее просто еще нет, она не выработана. Уже было сказано, что надо подумать, и после того как президент со всеми посоветуется — военными, еще с кем-то, — тогда и будет принято решение, пока этого решения, судя по всему, нет, поэтому нет и внятной реакции».
Министр обороны Украины также заявил, что на украинско-российской границе не наблюдается существенных действий или явлений.