16+
Воскресенье, 24 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
25 января 2022, 15:31 Право

Минкульт России составил реестры традиционных ценностей и чуждых идей

Лента новостей

По мнению министерства, угрожают российским традиционным ценностям США, их союзники, транснациональные компании, террористы, экстремисты, иностранные НКО

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Министерство культуры представило проект указа «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

В документе представлены примеры традиционных ценностей: патриотизм, гуманизм, крепкая семья, приоритет духовного над материальным, милосердие. А также угрозы этим ценностям: США, их союзники, транснациональные компании, террористы, экстремисты, иностранные НКО.

По сути, получилась концепция обороны России в сфере культуры. В основу документа легла «Стратегия национальной безопасности». Business FM обсудила этот документ и его необходимость с людьми из мира культуры:

Создатель и худрук московского театра «Школа современной пьесы», профессор ГИТИСа Иосиф Райхельгауз:

«Весь этот документ — очередная демагогия, очень похожая на демагогию последних и не только последних лет советской власти. Министр культуры, я ее очень уважаю, люблю и знаю с детства, Ольга Борисовна Любимова, будучи внятным, образованным человеком, вынуждена метаться между этим мракобесием, между глупостью и между реальным делом, которое она то ли не успевает, то ли не может сделать. Огромное количество провинциальных театров, мне это хорошо известно, пришло в упадок, потому что театры превратились в филиалы местной администрации, где проводятся какие-то съезды, антрепризы играют, а местными театрами руководят директора — наместники губернатора. Это в тверском театре происходит, [например]. Я могу привести огромное количество примеров. К большому сожалению, культура, как и медицина, и образование, в тяжелейшей ситуации, в упадке. Это огорчает, потому что в этом участвует очень много внятных, образованных, все понимающих людей, которые говорят: «Ну, такие времена». Мне кажется, что времена не выбирают, в них живут и умирают, и влияют на них, пока ты можешь на что-то повлиять».

Директор государственного музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева:

«[В этом проекте] есть много интересных вещей, например, поддержка русского языка, в том числе за границей, там прописана активная работа с обществом, с социальными сетями. Всех напрягает, что там указана конкретная страна в качестве нашего идеологического противника. Ничего другого любая государственная структура породить не может. Я думаю, что, если посмотреть аналогичные документы, они наверняка есть, в Европе, то мы увидим тот же самый набор, разве что он не так кондово описан. Наша проблема состоит в том, что государство пытается действовать на не очень понятном ему поле современных социальных сетей. Когда они начинают это каким-то образом формализовать, выдается то, что выдается. То, что государство вообще заинтересовалось продвижением русской культуры и насаждением русской культуры в стране, — это важно. Но вот эта попытка со стороны государства каким-то образом изменить отношение к культуре в целом, культура — это довольно объемное понятие, в том числе и в области образования, и в области пропаганды. Чего там, вещи надо называть своими именами, пропаганда свойственных нам в России ценностей, конечно, нужна, другое дело, что не совсем понятно, как это будет реализовываться. С другой стороны, это концептуальный документ, к нему должен прилагаться довольно большой объем нормативных документов, так что думаю, что пока ничего такого критично страшного не происходит».

Директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов:

«У меня такое ощущение складывается, что просто чиновникам заняться нечем. Это какой-то общий концептуальный документ безопасности, любви к Родине, отсутствии эгоизма, понятия семьи как союза мужчины и женщины и всех прочих абстрактных понятий. Я бы сказал, любое разумное государство стремится сделать так, чтобы граждане любили свое государство, а не [насаждает любовь] сверху. Конечно же это просто какой-то очередной документ, который не несет никакой конкретной пользы ни для какой конкретной области, области культуры или человека. Знаете, мы не воспитываем попытку совместить традиции с будущим, что сделала в свое время Япония, например, когда она построила на своих традициях страну великого будущего. Я считаю, что мы должны гордиться своим прошлым, но также смотреть в будущее. А страна, которая все время только отсылается к прошлому, это страна без будущего. Я даже не очень понимаю юридический статус таких документов».

В Минкульте считают, что по итогам реализации данного указа Россия может пойти двумя путями. Позитивный сценарий предусматривает «постепенное преодоление существующих проблем, поиск ответов на новые вызовы, исходя из традиционных ценностных ориентаций». А негативный «характеризуется дальнейшим усугублением рисков, связанных с распространением деструктивной идеологии».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию