Участники «кокаинового дела» получили 64 года колонии на четверых
Лента новостей
Суд также назначил фигурантам крупные штрафы. Однако защита полагает, что подсудимые не тянут на роль участников наркокартеля и не планировали ввозить в Россию 362 килограмма кокаина. Адвокаты намерены обжаловать приговор
Дорогомиловский суд Москвы вынес приговор по громкому делу о попытке контрабанды из Аргентины в Россию 362 килограммов кокаина. Четверо фигурантов дела получили сроки от 13 до 18 лет заключения с крупными штрафами. Ранее присяжные сочли доказанной их вину, правда, с незначительным перевесом голосов. Защита не согласна с приговором и намерена обжаловать его в вышестоящих инстанциях.
Огласить сроки Андрею Ковальчуку, Али Абянову, Владимиру Калмыкову и Иштимиру Худжамову судья Ольга Быковская планировала еще 22 декабря, однако попала на больничный. Не удалось ей выйти с него и после праздников, 10 января. Провозглашение приговора отложили до 20 января. Чтобы назвать сроки, председательствующей потребовалось всего 45 минут.
Согласно материалам дела, более 360 килограммов кокаина, который хранился в подсобном помещении под лестницей школы российского посольства в Аргентине, нашли 25 ноября 2016 года благодаря бдительности нового завхоза Игоря Рогова. Именно Рогова попросил присмотреть за «вещами» его предшественник Али Абянов, взявший их на хранение от Андрея Ковальчука. Последнего тот назвал «человеком из центра», который был знаком со многими сотрудниками посольства.
Первый секретарь посольства, помощник посла по безопасности Олег Воробьев решил проверить, что за «коробки» хранятся в здании. Это оказались 12 больших обернутых в плотную упаковочную бумагу чемоданов на колесиках. Они также были обмотаны скотчем и полиэтиленовой пленкой и упакованы как диппочта, с навесными кодовыми замками. Позже прибывшие из России сотрудники ФСБ констатировали, что, помимо брикетов с кокаином, в чемоданах лежали ароматические таблетки и диски-ароматизаторы, стиральный порошок, кофе и вскрытые пачки со специями — белым перцем и орегано, видимо, чтобы перебить запах.
С тех пор все разговоры и звонки с Ковальчуком контролировались сотрудниками ФСБ. Правоохранители заменили кокаин на муку и в декабре 2017 года отправили груз в Москву. Встретивших товар — теперь уже бывшего гендиректора Центра правовых услуг Андрея Калмыкова и его 28-летнего знакомого Иштимира Худжамова — задержали. Под стражу попал и Али Абянов. А вот бывшего работника посольства России в Берлине, 49-летнего Андрея Ковальчука,сотрудники Интерпола задержали только весной 2018 года в Германии. Летом того же года его выдали России.
Свою вину все четверо отрицали и уверяли, что ничего не знали о наркотиках. Так, Али Абянов признался, что до этого брал на хранение вещи от Ковальчука, который в благодарность давал ему «то одну, то две тысячи евро», а также обещал помочь устроить завхозом в посольстве России в Испании. Калмыков и Худжамов высказали версию, согласно которой они для Ковальчука арендовали самолет в надежде на быстрый заработок: тот попросил профинансировать борт, чтобы ввезти в Европу без таможенного досмотра 300 килограммов элитного кофе Kopi Luwak, эксклюзивным поставщиком которого Ковальчук собирался стать.
«Кофейная» версия
Сам Андрей Ковальчук рассказал, что купил кофе, который выращивали на фермах в южном Вьетнаме, у бизнесмена эстонского происхождения по фамилии Хольген. Он заплатил ему 50 тысяч евро. Кофе в Аргентину привезли из Уругвая в июле 2016 года. До конца 2017 года Ковальчук рассчитывал через Латвию отправить его заказчикам в Бельгию. Он уверял, что не имел отношения к кокаину, а чистая прибыль от первой поставки элитного кофе должна была составить 290 тысяч евро на троих (по 96 тысяч евро каждому, или 6,5 млн рублей по курсу тех лет).
Кстати, если верить материалам дела, два из 12 чемоданов Калмыков передал еще в 2015 году предшественнику Олега Воробьева Шелепову, который больше года хранил их в здании самого посольства, а позже отдал Али Абянову. Впрочем, сам Ковальчук настаивал, что в этих чемоданах были шкуры морских котиков и сигары.
Так или иначе, однако 13 декабря 2021 года шестеро присяжных четырьмя голосами против двух признали фигурантов виновными в покушении на контрабанду наркотических средств и в покушении на сбыт наркотических средств в особо крупном размере (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 229.1 и ч. 3 ст. 30, ч.5 ст. 228.1 УК РФ). То есть для их оправдания не хватило одного голоса, поскольку по закону при равном количестве голосов вердикт трактуется в пользу подсудимых. При этом присяжные сочли, что все фигуранты заслуживают снисхождения. Это означало, что пожизненный срок им не грозит.
В ходе прений сторон обвинение потребовало для фигурантов срок от 15 до 19 лет заключения с крупными штрафами. Судья дала им немного меньше. Так, больше всех — 18 лет колонии строгого режима — получил Андрей Ковальчук, на год меньше — 17 лет — проведет в заключении Али Абянов. Андрей Калмыков и Иштимир Худжамов были осуждены на 16 и 13 лет лишения свободы соответственно. Суд также назначил всем штрафы в размере от 900 тысяч до 1,8 млн рублей. По приговору суда все осужденные будут отбывать сроки в колонии строгого режима.
«Вам понятен приговор и срок его обжалования?» — спросила подсудимых судья. «Этот бред мне понятен», — ответил Андрей Ковальчук. А Владимир Калмыков недоумевал: «За что? Ну дал деньги в долг!» (по версии подсудимого, он лишь одолжил Ковальчуку деньги на аренду самолета ). Остальные фигуранты отреагировали менее эмоционально.
Общение без конспирации
Адвокаты уже заявили, что не согласны с приговором и обжалуют его в апелляции, а также при необходимости дойдут до Европейского суда по правам человека. По их мнению, в ходе разбирательства был допущен целый ряд нарушений. Например, защите не дали представить все доказательства, а в деле осталось много вопросов без ответов.
Адвокат главного фигуранта Андрея Ковальчука, Сергей Юрош, считает, что его подзащитный не тянет на роль организатора преступной группы, а его поведение не свойственно участнику международного наркокартеля. Так, по словам защитника, все фигуранты общались друг с другом открыто посредством обычной мобильной связи, оформили аренду частного самолета в Латвии (с помощью него чемоданы не удалось вывезти из Аргентины из-за вмешательства ФСБ), используя личную электронную почту. «Билеты и гостиницы Ковальчук бронировал со своего личного кабинета, на упаковках чемоданов был указан его личный номер, а с водителем посольства Аргентины (позже оказалось, что это оперативник ФСБ) он созванивался по открытой связи, называя себя», — отметил адвокат.
По его мнению, скорее всего, в Аргентине был действительно обнаружен канал поставок кокаина при содействии сотрудников российского посольства. «Но обнаружили его аргентинские силовики, и чтобы исключить международный скандал нашим дали возможность ситуацию поправить, найти крайних и замять международный скандал. И поэтому, защищая лицо российского МИД, Ковальчука и других сделали кокаиновыми баронами», — такое мнение высказал Сергей Юрош.
Кстати, огласив приговор, судья Ольга Быковская вынесла в адрес защитника частное постановление за то, что тот дал интервью одному из телеканалов, «где высказал свои чрезмерно вольные суждения и мнение по делу, в том числе о допустимости доказательств, которые не были представлены присяжным заседателям».
Мнение Сергея Юроша по делу разделяет и адвокат Калмыкова Елена Белозерова. Она отметила, что при вынесении вердикта некоторые присяжные плакали. «Их было трое. Люди, которые за всем этим наблюдали, понимали, что ситуация абсурдная и подсудимые, у которых не было денег даже на адвокатов по соглашению, вряд ли могли привезти партию кокаина за 50 млн евро. Это очень большой масштаб, и любой здравомыслящий человек понимает, что это уровень очень сильного наркокартеля, существующего на международном уровне. А этим четырем людям вряд ли даже кукурузу доверили бы перевозить, потому, что по сути никто из них ничего не представляет», — сказала она.
Второе дело
Стоит отметить, что последнее можно сказать лишь о трех из четырех подсудимых. Андрей Ковальчук в суде заявил, что на момент задержания не имел отношения к спецслужбам. При этом о нем отсутствуют сведения в интервале 30 лет. Сам фигурант не смог на этот счет ничего пояснить — сказал лишь, что давал определенные подписки. После задержания у него, согласно информации от его защитников, нашли несколько паспортов. И хотя он был выдан Германией как россиянин, здесь он неожиданно оказался лицом без гражданства.
Примечательно, что в настоящее время в Аргентине еще продолжается процесс над предполагаемыми соучастниками осужденных: бывшим полицейским этой страны Иваном Близнюком и корабельным механиком Александром Чикало. Свою вину они также отрицают, а защитники российских фигурантов отмечают, что материалы их дела существенно отличаются от российских. В них как минимум есть разница в датах нахождения и изъятия кокаина.