Песков: Россия больше не может мириться с постепенным вторжением НАТО на Украину
Лента новостей
По его заявлению CNN, президент считает текущую активность НАТО на Украине «реальной угрозой стабильности и архитектуре безопасности в Европе». Ранее западные издания расценили приведенную агентством Bloomberg фразу из интервью доказательством готовности России ввести войска на Украину
Обновлено в 22:05
Россия больше не может мириться с постепенным вторжением НАТО на Украину. Об этом в интервью CNN заявил представитель Кремля Дмитрий Песков. «Мы наблюдаем постепенное вторжение альянса на территорию Украины с инфраструктурой, инструкторами, запасами вооружений, обучением украинских военных и так далее», — цитирует Пескова РИА Новости. Как выразился пресс-секретарь президента, такое развитие событий подвело отношения Москвы и Киева к «красной черте» и Россия «не может больше терпеть».
До выхода полной версии интервью одна из реплик Пескова была ошибочно передана западными СМИ. В материале Bloomberg говорилось, что пресс-секретарь Владимира Путина произнес следующее: «Мы не собираемся говорить, что не будем размещать наступательные вооружения на Украине». Ряд западных СМИ сочли это заявлением о готовности ввести войска на Украину.
На самом деле Дмитрий Песков говорил не об этом. Судя по полной версии интервью CNN, чиновник произнес эту реплику как бы от имени НАТО. Редакция Business FM перевела фрагмент беседы:
Дмитрий Песков также сообщил, что российский лидер считает происходящее «реальной угрозой стабильности и архитектуре безопасности в Европе». Пресс-секретарь президента подчеркнул, что Россия держит свои войска у границы в качестве меры предосторожности и это реакция на действия НАТО. Песков также отметил, что предлагаемые в США новые санкции против России, в том числе ее руководства, потенциально могут привести к прекращению отношений между странами.
Заявления Пескова прокомментировал политолог Георгий Бовт:
— Песков пока не озвучил никаких новых принципиальных угроз, которые не озвучили бы раньше на уровне МИД РФ в лице министра и его заместителей. И разрыв отношений, и контрмеры, и военные меры, и по поводу недопустимости «красных линий» — все это было сказано ранее. Непринципиально говорить о том, собирается ли Москва что-то размещать, какие-то ударные вооружения на территории Украины, она пока что не контролирует территорию Украины. Это действительно непринципиальный момент. А принципиальным моментом является то, что сейчас пошли вбросы с обеих сторон по поводу возможных провокаций на юго-востоке Украины, которые могут стать спусковым крючком для большой масштабной войны. Как минимум локальной войны. Потому что эти обвинения в подготовке взаимных провокаций в конце концов могут просто материализоваться. И кто-нибудь из множества игроков, а там ведь играют не только Россия и США — и силовики с обеих сторон, и из самопровозглашенных республик, в таких ситуациях, когда нервы у всех накалены, необязательно даже убивать какого-нибудь эрцгерцога, который туда приедет. Достаточно менее значительных драматических событий. И это просто взорвет ситуацию, поскольку она накалена уже сильно.
— Можно ли предположить, что искажение реплики Пескова насчет размещения ударных вооружений было допущено намеренно? С одной стороны, Bloomberg постоянно публикует громкие обвинения в отношении России. С другой, структура этого пассажа Дмитрия Пескова действительно довольно сложная.
— Вряд ли. Это ничего не добавляет в остроту ситуации. Она и без этого остра. И разговаривать о том, что 100 тысяч российских войск или 300 тысяч, если до Волги смотреть, а если посмотреть до Дальнего Востока, так и миллион уже можно насчитать российских войск, которые якобы вторгнутся на Украину. Это все на уровне словесных перепалок и не может продолжаться долго. Вот в чем проблема. Нельзя бесконечно стоять напротив линии соприкосновения, в данном случае — дипломатической, и обсыпать друг друга угрозами. Ну, еще неделю-две можно пооскорблять друг друга. Что-то должно такое произойти, после чего они должны успокоиться.
— Но что это? Это может быть провокацией с их, допустим, стороны?
— Это может быть провокация, но тогда ситуация не успокоится, она, наоборот, взорвется. В принципе, в кино можно представить, когда прилетят инопланетяне и все помирятся, чтобы совместно с ними бороться. Или вдруг Байден проснется утром и подумает: позвоню-ка я Путину, давай-ка мы с ним перетрем. В кино такое вполне возможно. В реальной жизни сложнее. Мне кажется, что ситуация, прежде чем стать лучше, должна стать хуже. Должны измениться изначальные параметры переговоров. И те, которые есть сейчас, не толкают ни одну сторону, чтобы договориться.
— А как могут измениться параметры, если Россия не раз дала понять, что ждем конкретных ответов на наши конкретные требования?
— Значит, надо и той и другой стороне частично воплотить свою угрозу в действие. Тогда возникает новая ситуация, все немножко придут в себя, когда почувствуют ее полностью, и, может быть, они скажут: что-то мы далековато зашли, давайте мы отступим. Мне сейчас кажется, что здравомыслия предвидеть такую ситуацию не хватает ни у той, ни у другой стороны. Поэтому они могут допустить, что ситуация станет хуже, и потом приступят к переговорам уже с новыми исходными параметрами.
Белый дом заявил в пятницу, 14 января, что Россия может напасть на Украину с середины января до середины февраля. А представитель Госдепа Виктория Нуланд уточнила вчера в интервью Financial Times, что на случай «российского вторжения» на Украину Вашингтон подготовил 18 сценариев действий. И что США с союзниками «готовы быстро причинить острую боль, если Россия сделает какой-либо агрессивный шаг».
Зато в Германии в эти выходные прозвучали позитивные для России заявления. Будущий председатель ХДС Фридрих Мерц назвал гипотетическое отключение России от международной системы платежей SWIFT «атомной бомбой для рынков капитала, товаров и услуг». «Если произойдет нечто подобное, думаю, случится массовый экономический спад», — цитирует политика телеканал ZDF. Мерц выразил обеспокоенность по поводу последствий для экономики ФРГ и призвал США «не трогать SWIFT».