Голикова: законопроект о QR-кодах откладывается на неопределенный срок
Лента новостей
К такому решению пришли правительство и «Единая Россия». Дело в том, что документ готовился как мера реагирования на штамм «дельта», но из-за «омикрона» ожидаются новые вызовы, говорят власти
Обновлено в 15:01
В России второй день подряд резкий рост заболеваемости ковидом — 23 820 зараженных за сутки. Президент страны Владимир Путин призвал нарастить темпы вакцинации. Опыт регионов показывал, что прививочная кампания активизируется после того, как власти введут QR-коды.
Закон об обязательных QR-кодах в общественных местах откладывается, несмотря на новые вызовы, объявила в специальном телеобращении вице-премьер Татьяна Голикова. Она сказала, что решено отложить второе чтение законопроекта о вакцинных сертификатах, и правительство внесет в Госдуму новые поправки.Они, в частности, сохранят возможность и после 1 февраля получить QR-код по результатам ПЦР-теста. Ранее же обсуждалась идея давать QR-коды только вакцинированным или людям с медотводом.
Законопроект о ковид-сертификатах снимут с рассмотрения, Совет Госдумы 17 января обсудит это решение, заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Он уверен, что депутаты поддержат снятие с рассмотрения законопроекта, он требует доработки.
Два дня назад Татьяна Голикова заявляла о снижении коллективного иммунитета в 12 регионах страны. «Это связано с тем, что те, кто вакцинировался или переболел более шести месяцев назад, не прошли повторную вакцинацию», — заявила Голикова. Уровень коллективного иммунитета от коронавируса по стране составляет 63,2%. И этого недостаточно. Только в четырех регионах он превышает 80%. Это Севастополь, Санкт-Петербург, Карелия и Чукотский автономный округ.
Как понимать то, что правила не стали ужесточать? Комментирует
руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв:
Константин Калачёв руководитель «Политической экспертной группы» «Хозяин так собаку любил, что хвост по частям отрезал. Несмотря на всю информацию о грядущих новых ограничениях, вакцинация опять забуксовала, а ПЦР стоит денег. Я думаю, это попытка задействовать экономические стимулы, хотя к этому бы еще добавить оплату за вакцинацию, и тогда, может быть, дело пошло бы быстрее. Если бы давали за вакцинацию 5 тысяч или 10 тысяч рублей, процесс бы уже шел бы на всех парах, и мы бы уже вышли на те параметры, которые обозначил президент. Сейчас есть упертые антиваксеры, власть не хочет ссориться с той частью общества, которая настроена консервативно, это часть общества, на которую она опирается. То есть кто не хочет вакцинироваться? Избиратель Владимира Владимировича Путина. Поверьте мне, потому что исследования по этому поводу проводились. Кто у нас относится к вакцинации скептически и отрицательно? Люди со средним образованием, с достатком ниже среднего. Если два графика посмотрите, на пересечении вы увидите, что это люди, которые голосуют за «Единую Россию», и люди, которые голосуют за Путина. Стоит ли с ними ссориться? Но власть будет на них поддавливать, потом еще будет надеяться, что все они успеют переболеть «омикроном» к тому времени. Хотя тема коллективного иммунитета сейчас уже опять не в моде, непонятно, достижим он или нет, пример Израиля показывает, что, возможно, коллективный иммунитет недостижим, но так или иначе оно все рассосется. Меньше всего, мне кажется, власть хочет создавать новые риски, угрозы, провоцировать недовольство, поэтому такой примирительный тон Голиковой. Но для людей с достатком ниже среднего каждый раз делать ПЦР будет накладно, поэтому может лучше пойти привиться, особенно если появится выбор между разными вакцинами, включая зарубежные».
Власть показывает, что не может выработать общую линию по ковиду, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:
Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «Я думаю, что есть три тенденции. Первая — власть по-прежнему пытается показать, что она не бездействовала, что она реагирует на ситуацию с ковидом, на тревогу общества, на критику, готова быть жесткой и мягкой, но все время ищет себя. Вторая тенденция связана с тем, что не получается выработать общую линию по ковиду, и каждый раз одна последовательная линия может реализовываться несколько недель и меняется на противоположную. Во время четвертой волны была одна логика — скорее быстро принять, потом так или иначе этого испугались. Пришел «омикрон», на который надеются, что это конец пандемии и так далее, возникает желание ситуацию протянуть. Третья тенденция — действовать независимо от того, что приняли в законах, какие-то регионы будут вводить ограничения, независимо от того, что сказали депутаты, а какие-то, наоборот, будут снижать. То есть сохраняется степень некоего административного произвола, нерегулируемого законом, которая характерна для всех действий последних двух лет во время пандемии».
Похоже, в очередной раз делают ставку не на вакцинацию, а на переболевание как основной способ достижения коллективного иммунитета, говорит генеральный директор контрактно-исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп» Николай Крючков:
— «Омикрон»-линия ускоряет развитие процессов, она не легкая, а более заразная линия или вариант коронавирусной инфекции, ускоряет развитие процессов, оставляет меньше возможности и времени для противоэпидемических маневров. Эта линия обладает сниженной патогенностью, но при высокой заболеваемости сниженная патогенность может не компенсироваться этой заболеваемостью. На фоне такого роста заболеваемости, даже при сниженной патогенности, можно получить большое количество смертей. По моим прогнозам, не меньше, чем было в «дельта»-волне, возможно, больше. То есть летальность ниже, но смертность может быть не ниже.
— Вы упомянули летальность и смертность, разделив их. Мне казалось, что это одно и то же.
— Летальность — это когда число умерших от коронавирусной инфекции делим на число заразившихся или число людей с выявленной инфекцией. Для большинства расчетов используется второй параметр. Некий процент, который умирает от числа заразившихся, — это летальность, она для «омикрон»-линии ниже в разы. Смертность — это другой показатель, когда число умерших от COVID-19 делим на число людей, которые находятся под риском заражения, то есть вся популяция жителей России. Если говорим о смертности в Москве, значит в знаменателе будет численность населения Москвы, если говорим о всей России, то численность населения России. Даже при сниженной летальности на фоне зашкаливающей заболеваемости абсолютное количество смертей, то что в числителе, начинает резко увеличиваться. В данном случае даже сниженная летальность не способна компенсировать увеличивающуюся заразность. Больше людей заражается, больше людей подпадает под риски смертности. Получается, что людей ежедневно может умирать даже больше, чем в «дельта»-волну, несмотря на то, что вроде бы летальность меньше.
Роспотребнадзор заявлял, что ожидает резкого скачка заболеваемости.