Ожидаемый провал или пауза перед конфликтом? Георгий Бовт об итогах переговоров с США и НАТО
Лента новостей
Какие именно свои до сих пор не конкретизированные угрозы может материализовать Москва в ответ на вполне конкретные шаги Запада?
Глава МИД России Сергей Лавров подвел итоги переговоров по гарантиям безопасности, прошедших между Россией и США, а также между Россией и НАТО, в эфире программы «Большая игра» на Первом канале. По его словам, в ходе переговоров проявились «попытки Запада утвердить свое доминирование». Переговоры России с США по гарантиям безопасности прошли в соответствии с ожиданиями Москвы: «Мы примерно понимали, какой будет разговор, но для нас было принципиально важно выполнить прямое поручение президента, который сказал, что мы обязаны самым жестким образом поставить эти вопросы, вопросы, которые касаются всей архитектуры европейской безопасности», — сказал глава МИД РФ.
«Главный формат [переговоров по гарантиям безопасности] — это Россия и США и немножко Россия — НАТО», — также сказал он. При этом Москва не инициировала дискуссии по безопасности в Европе в ОБСЕ, где эта тема «ни шатко ни валко» обсуждается уже многие годы, и диалог все время сводится к ситуации на Украине. Теперь, по словам Лаврова, Россия надеется, что США и НАТО «положат на бумагу» свои реакции на предложения по гарантиям безопасности, Москва ожидает встречных предложений на следующей неделе.
«Мы очень четко и неоднократно объяснили им, что нам необходимо иметь постатейную реакцию на наши документы. Если какая-то статья наших предложений им не подходит, пусть объяснят почему и напишут на бумаге. Если подходит с поправками, пусть делают эти поправки тоже в письменном виде. Если хотят что-то исключить или добавить, аналогичная просьба — напишите, пожалуйста, на бумаге», — добавил Лавров. Россия продолжит ожидать ответ США и Североатлантического альянса по своим инициативам по гарантиям безопасности, но ожидание не может быть долгим, заявил Лавров. Можно ли считать это провалом переговоров и чего ждать дальше?
Те заявления, которые звучат с российской стороны и от представителей Запада, пока не дают никаких надежд на достижение компромисса. По всем ключевым вопросам, поставленным Москвой в обнародованных МИД 17 декабря проектах договоров, получен однозначный и жесткий отказ. Это касается как юридических гарантий со стороны НАТО о неприеме новых членов, так и требований Москвы откатить инфраструктуру альянса на позиции 1997 года, а также целого ряда других пунктов, которые Москва считает принципиальными и от которых не намерена отступать ни на шаг.
США и их союзники в принципе готовы перевести все эти споры в плоскость предметных переговоров о контроле за вооружениями, о сокращении военной активности близ границ и даже о частичном возврате к Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в части неразмещения их в зоне досягаемости территории друг друга. Однако Москва категорически не хочет переходить на такой формат, добиваясь уступок по ключевым для себя вопросам.
Риторика при этом может звучать разная, также будут отличаться ссылки на по-разному понимаемые документы по европейской безопасности. Сути дела это не меняет. Позиции несовместимы. Что и было понятно изначально. И для подтверждения этой очевидности не надо было проводить никаких переговоров. Впрочем, вместо того, чтобы расплеваться друг с другом за полчаса, обменявшись ультиматумами, переговоры с США длились восемь часов, а с НАТО четыре. Если попытаться найти хоть какой-то позитив в происходящем, то вот он.
Неожиданно появилась и новая пауза — примерно на неделю, в течение которой Москва будет ждать письменного ответа по пунктам на все свои бескомпромиссные предложения. При том что ранее Вашингтон уже отказался отвечать пункт за пунктом, заявив, что большинство предложений Москвы неприемлемы в принципе. Зачем нужна теперь еще эта неделя? Тот же глава российской делегации Сергей Рябков говорит, что не видит оснований для нового раунда переговоров. Возможно, для того, чтобы Кремль принял окончательное решение относительно тех ответных действий, на которые он намекал в случае отказа со стороны Запада.
Пока, кроме общих фраз о создании контругроз для США, никакой конкретики со стороны российских официальных лиц не прозвучало. Тогда как Запад — и европейцы, и американцы — как раз свои угрозы конкретизируют, в том числе на законодательном уровне. Гадания наших экспертов строятся вокруг признания ЛНР-ДНР, оказания им военной помощи в связи с началом военной операции в Донбассе, а также размещения ударных вооружений близ границ США. Однако ни одну из этих угроз пока нельзя считать в такой же степени экзистенциальной для Америки, в какой Россия считает экзистенциальной угрозой вхождение Украины в НАТО.
Война на Украине может, конечно, несколько напугать европейцев, но не саму Америку. У той заготовлено другое оружие — новые санкции, как говорят, небывалой жесткости. На что, как уже заранее ясно, Москва ответит разрывом отношений с США. Что для обеих стран тоже не смертельно.
Что касается санкций, то в Сенате США сейчас есть два проекта — плохой и еще хуже. По разряду «еще хуже» идет проект республиканца Круза о безусловных санкциях против «Северного потока — 2» в течение двух недель. Белый дом лоббирует против, поскольку это нарушает единство рядов с Европой, прежде всего с Германией. Впрочем, в случае эскалации ситуации на Украине одной Германии проект уже все равно не спасти. Часть демократов, судя по всему, могут проголосовать за этот проект, в том числе из экологических соображений. Голосование может пройти уже 14 января.
В качестве «меньшего зла» Белый дом лоббирует проект группы демократов во главе с сенатором Менендесом, который, впрочем, из Москвы меньшим злом отнюдь не кажется. Там предусмотрены санкции против минимум трех ведущих российских банков, а также сырьевых компаний, нефте-, газо- и угледобывающих. Предполагается отрезать ключевые банки от системы SWIFT, а также наложить санкции на все высшее российское руководство, включая Путина, с публикацией доклада разведки США об их счетах и имуществе.
Поводом для санкций может стать уже не «вторжение на Украину», как предлагалось ранее, а всего лишь ухудшение положения с точки зрения ее безопасности по сравнению с декабрем 2021 года. О чем Белый дом будет каждые 90 дней докладывать конгрессу. Эти санкции тоже с высокой вероятностью приведут к разрыву отношений. Ну и дальше слово за Москвой. Какие именно она материализует свои до сих пор не конкретизированные угрозы? И не будет ли запущена война на Украине? Гарантировать государственную целостность которой уже несколько раз отказывались российские официальные лица.
Невольно вспоминаются слова Владимира Путина, сказанные в конце года. О том, что отступать нам дальше уже некуда. После всего сказанного вслух — ведь действительно некуда.