Итоги заседания Совета Россия — НАТО и проект Сената США о новых санкциях против России
Лента новостей
Столтенберг заявил, что альянс заинтересован в обсуждении с Россией контроля над вооружениями, кибербезопасности, но не пойдет на компромисс по вопросу о членстве Украины. В США сенаторы-демократы предлагают ввести санкции против Путина и ряда министров, финансового сектора в случае агрессии России на Украине
Обновлено в 22:27
Сенат США опубликовал проект нового пакета санкций против России. Согласно документу, в случае нападения России на Украину под ограничительные меры должны попасть президент Путин, другие высокопоставленные российские чиновники и военные, а также крупные банки и финансовые институты.
Под персональные санкции могут попасть, помимо президента России, премьер-министр, глава МИД, министр обороны и начальник Генштаба, а также главкомы сухопутных и воздушно-космических сил.
Также предлагается ввести ограничения против как минимум трех финансовых организаций из следующего перечня: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ.РФ, РФПИ, МКБ, Альфа-банк, Россельхозбанк, «Открытие», Промсвязьбанк, Совкомбанк, Транскапиталбанк.
Сенаторы предлагают президенту США запретить американцам любые транзакции с российским госдолгом. Речь идет только об операциях, проводимых после вступления в силу закона о новых санкциях. Кроме того, России могут ограничить доступ к поставщикам специализированных услуг обмена финансовыми сообщениями, таких как система SWIFT.
В документе, подготовленном группой сенаторов-демократов, говорится, что президент США в случае российской агрессии против Украины должен ввести в действие эти меры в течение 60 дней.
Предлагаемые меры являются крайне недружественными по отношению к России, отмечает профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси Андрей Коробков:
Андрей Коробков профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси, доктор экономических наук «Новым является набор персоналий. Введение санкций против министра иностранных дел, премьер-министра и президента — это акция, которая крайне недружественная в мировой политике, и, помимо этого, она затрудняет ведение каких бы то ни было переговоров в будущем. Ясно, что есть возможность обойти: в свое время Нарышкин, руководя российской разведкой, приезжал в США, были и еще примеры. Но это крайне недружественный шаг, который демонстрирует практически полный разрыв отношений. Относительно других мер — все это многократно обсуждалось и провозглашалось, это и удар по суверенному долгу, и по финансовым организациям, но после того, как прошли переговоры, стало ясно, что стороны хотя и понимают важность соглашения, к нему не готовы. По крайней мере, в США и европейских столицах усиливаются опасения действий России по отношению к Украине, а также сдвиг России в сторону Китая. Нужно сказать, что эти меры, которые прокручиваются через конгресс, сейчас вряд ли благоприятствуют Байдену, поскольку тому необходим внешнеполитический успех, поскольку он понимает, насколько опасна ситуация в российско-американских отношениях. Байден также понимает другую проблему, которая гораздо более значительна для США: это возможность сдвига России в сторону Китая и усиления какого-то российско-китайского альянса».
Ранее на заседании Совета Россия — НАТО Москва призвала НАТО отказаться от приема Украины, но альянс ответил отказом идти на компромисс по расширению. Об этом заявил генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг.
По его словам, вопрос о готовности вступления Украины могут обсуждать только страны — члены НАТО и сама Украина, России это не касается. Союзники по НАТО продолжают настаивать на праве государств самим решать, как им обеспечивать свою безопасность.
При этом Столтенберг заявил, что альянс заинтересован в обсуждении с Россией контроля над вооружениями, кибербезопасности, а также темы восстановления работы представительств в Москве и Брюсселе.
Сами переговоры в Брюсселе генсек НАТО назвал сложными, но необходимыми. Он отметил, что между Россией и НАТО сохраняются серьезные разногласия. По словам Столтенберга, Россия и НАТО могут добиться снижения напряженности, если Москва готова реально работать над этим.
Business FM обсудила итоги заседания Совета Россия — НАТО с председателем президиума Совета по внешней и оборонной политике, главным редактором журнала «Россия в глобальной политике» Федором Лукьяновым.
— Вы знаете, мне кажется, что закончилось все идеально. То есть если что-то могло случиться сущностного, так это публичный скандал и хлопки дверями. Этого не произошло. Более того, мы видим, что тональность заявлений совершенно обычная, рутинная. Ну да, все говорят то же самое, что и всегда, никто, я думаю, не ожидал, что НАТО вдруг осознает необходимость остановить экспансию. Никто не ожидал, что будет вообще достигнута договоренность по политической программе действий. Хотя те темы, которые перечислены, которые упомянул Столтенберг как важные для обсуждения, на самом деле чуть более предметные и реальные, чем то, что говорилось раньше. Раньше там была фигня, извините, типа спасения на водах совместного. И самое главное, что этот, как говорят дипломаты, трек второстепенный. То есть понятно, что не с НАТО будут договариваться, если будут, а с США, а натовское направление, натовский формат США нужен только для того, чтобы не создалось неприятное для союзников впечатление, что за их спинами что-то решают. Поэтому легитимация возможных решений, которые, может быть, и не будут приняты никогда, но если все-таки будут, то необходимо их как-то провести как единую позицию, а не просто своеволие Байдена и его команды.
— Следующий раунд консультаций Россия уже будет проводить с ОБСЕ?
— Это уже чистой воды гарнир. ОБСЕ — это такой форум для заявлений, хотя после того, как было уже два раунда заявлений на других уровнях, я не очень понимаю, зачем еще нужна ОБСЕ. Но поскольку все-таки речь идет о европейской безопасности, а ОБСЕ — это организация по европейской безопасности, ну, видимо, без этого не обойтись. Но там точно ничего ждать не надо.
— Но если исходить из того, что американцы главные, что-то может изменить их подход к российским требованиям по гарантиям безопасности?
— Исходя из того, что разрыва не случилось, отказа от дальнейшего разговора не случилось, несмотря на вроде бы диаметрально противоположные и очень жестко выраженные позиции, значит, и в Вашингтоне, и в Москве полагают, что перспектива есть. Какая она, мы не знаем, и вообще сейчас трудно отделить театральную сторону от всего прочего, но, как бы то ни было, это не бессмысленно и не бессодержательно.
Ряд ключевых предложений Москвы по гарантиям безопасности в Европе являются неприемлемыми. Об этом заявила первый заместитель госсекретаря США Венди Шерман после заседания Совета Россия — НАТО. Она также сказала, что США и союзники пригрозили России серьезными последствиями в случае эскалации кризиса вокруг Украины: они будут намного тяжелее, чем в 2014 году.
Ранее The Washington Post сообщила, что американские сенаторы подготовили пакет ограничений на случай предполагаемого нападения России на Украину. Он предусматривает санкции лично против Владимира Путина, других высокопоставленных российских чиновников и военных, а также банков.
Пока единственным практическим результатом заседания Совета Россия — НАТО можно считать намерение восстановить работу представительств России и альянса в Брюсселе и Москве, говорит доктор экономических наук Андрей Кортунов:
— Конечно, восстановление работы миссий в Москве и в Брюсселе — это скромный, но потенциально существенный шаг вперед в развитии диалога. Однако, как всегда, дьявол кроется в деталях, мы должны понять, что подразумевается под возобновлением работы миссий. Поскольку если миссии возобновляют свою работу в том формате, который существовал летом прошлого года, то это нам мало что дает, поскольку фактически диалог Россия — НАТО сводился к периодическому обмену официальными позициями по острым вопросам, причем эти позиции всем были известны. Россия всегда настаивала на том, чтобы диалог Россия — НАТО, в том числе в рамках совета, включал бы в себя военные измерения. Причем военные измерения на высшем уровне, не только чтобы Герасимов мог позвонить своему коллеге в Вашингтон или Брюссель и обсудить какую-то ситуацию, а диалог на уровне людей, которые могли бы готовить документы и позиции, заниматься конкретными вопросами деэскалации, укрепления доверия и так далее. Поэтому, если миссии возобновят свою работу вот в таком полном формате, это шаг вперед.
— Накануне совета Россия начала военные учения в Западном округе, которые, как говорит Песков, обычная практика, никакой связи между учениями и переговорами, как он отмечает, нет. В то же время Госдеп заявляет, что администрация США от России ожидает возвращения военных в казармы, разъяснений по поводу учений и так далее. Что вокруг этих учений происходит, почему они такое внимание привлекли?
— Мне кажется, что любая военная активность на той или другой стороне в нынешних условиях рождает нервозность. Если НАТО проводит учения рядом с российскими границами, мы начинаем нервничать, и это понятно, если мы проводим учения рядом с линией разграничения России и НАТО, это тоже вызывает невротическую реакцию со стороны наших западных партнеров. И можно спорить, насколько наши учения должны быть поводом для беспокойства, есть ли принципиальное отличие между нашими учениями и западными учениями, но да, учения — это раздражающий фактор. Можно, конечно, считать, что НАТО слишком чувствительно реагирует на российские учения, тем более что они проходят на нашей территории, ничего здесь мы не нарушаем, соглашений мы не подрываем, но тем не менее любое учение, особенно масштабное, вызывает нервозность.
По словам генсека НАТО Столтенберга, российская делегация позитивно отреагировала на идею продолжения консультаций, но сообщила, что ей потребуется время для ответа на предложения о формировании графика дальнейших встреч.