Правительство согласовало проект запуска беспилотных такси: они могут появиться на дорогах Москвы уже в феврале
Лента новостей
Впрочем, к запускам беспилотников остались вопросы как по готовности инфраструктуры, так и в части того, кто несет ответственность в случае ДТП
В правительстве решили все разногласия по поводу беспилотных такси, рассказали источники «Ведомостей». Беспилотные такси в тестовом режиме могут появиться на дорогах Москвы уже в феврале. Пока только в районе Ясенево и с контролером в салоне. Компания «Яндекс», которая возьмет на себя перевозки, уточнила, что точная дата запуска еще неизвестна. Кроме 18 улиц Москвы тесты продолжатся в «Сколково», Иннополисе и центре «Сириус» в Краснодарском крае.
Беспилотная машина — обычный с виду автомобиль «Яндекс.Такси», но с небольшим устройством на крыше. В него вмонтированы три лазерных радара, сканирующих обстановку на 360 градусов, пять камер, антенны GPS, спутниковая навигация и мобильная связь. По плану на корпусе авто будет знак в виде белого треугольника с черной буквой А — «автономное управление». Внутри салона наклеят номера телефонов техподдержки. И первое время за рулем будет находиться водитель. Только он будет не управлять автомобилем, а следить за поездкой. В таком виде на дорогах московского района Ясенево с февраля могут начать курсировать первые беспилотные такси. Когда такси станут ездить вообще без водителя, пока неизвестно, все покажут эксперименты.
В «Яндексе» Business FM рассказали, что район Ясенево выбран неслучайно — именно там логистика выстроена лучше всего. Планов на другие районы пока нет. Беспилотник можно будет вызвать через обычное приложение «Яндекс Go». Поначалу для удобства такси станут подбирать пассажиров на остановках общественного транспорта. И вообще точки посадки-высадки зададут изначально: доехать можно будет до метро, торгового центра или спортзала. Цена поездки останется на обычном уровне. В первую очередь прокатиться дадут тем, кто оставил заявку: набралось уже десять тысяч желающих.
Главных опасений, как обычно, два. Первое: российские дороги — не европейские, покрытие не везде ровное, климат сильно отличается. Можно сказать, что беспилотники впервые испытают в бою: в реальных дорожных условиях, а не стерильных, как в «Сколково», да еще и зимой, со снегом и грязью. Поэтому и тревожно, говорит автор YouTube-канала Taxi to day Никита Штых:
Никита Штых автор YouTube-канала Taxi to day «С нашей дорогой это небезопасно совершенно. У нас инфраструктура не подготовлена к беспилотному такси. Во-первых, загруженность дорог должна быть значительно меньше, нежели сейчас. Во-вторых, какая-то культура вождения у водителей должна быть. Потому что сейчас даже люди, которые десятилетиями сидят за рулем, иной раз попадают в ДТП, потому что на дорогах происходит не пойми что. Те же самые светофоры, пробки, непонятная разметка. Немного культура вождения у нас есть такая, что не пропускают. Водитель сам по себе, даже если его не пропускают, — он найдет кармашек. А беспилотное такси настроено так, чтобы было более безопасно, поэтому оно в маленький кармашек не полезет. И из-за этого будет столпотворение».
Тесты беспилотных автомобилей в России идут с 2017 года, первыми площадками стали «Сколково» и Иннополис. В Москве первая авария с участием беспилотника произошла летом 2020 года: тестовый Hyundai Solaris не поделил дорогу с Audi А6. Виноват был, правда, водитель Audi — отвлекся на смартфон. В 2018 году в американском городе Темп в штате Аризона произошло первое смертельное ДТП с участием беспилотного автомобиля.
Вопрос ответственности тревожит и водителей, и пешеходов больше всего. Кто будет отвечать, если беспилотное такси собьет человека на пешеходном переходе? Или электронные мозги собьются с курса и вылетят на встречку? Подробной и точной статистики по числу ДТП с участием беспилотных автомобилей нет. Данные противоречивы, одни исследования говорят, что аварии случаются реже, другие, что чаще. Вопрос ответственности законодательно не решен ни в одной стране мира. Есть разные подходы: распределение вины между субъектами либо исключение уголовной ответственности, продолжает член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский:
Глеб Виленский член совета директоров группы содействия «Дельта» «Доктрина права такова, что, например, за то, что машина задавит человека, отвечает тот, кто был за рулем. А здесь за рулем никого нет. То есть очень сложная связь. Кто-то плохо написал или отладил алгоритм, из-за чего машина наехала на человека. На сегодняшний день эта правовая коллизия не разрешена. Пока что, хотя об этом, я думаю, особенно никто не распространяется, на практике ответственность несет тот испытатель, который будет сидеть за рулем беспилотного автомобиля. Финансовую ответственность разделить легко, потому что эта машина кому-то принадлежит, и собственник будет возмещать ущерб. А вот уголовная ответственность — уже непонятно».
Во всяком случае, все стороны договорились о страховании. На каждый беспилотник оформят ОСАГО, будут выплаты за причинение вреда пассажиру. Страховая сумма — 10 млн рублей на каждую машину. Все, что больше, оплачивает виновник ДТП. Но регистраторы на всякий случай тоже предусмотрены. Данные обо всех инцидентах будут поступать в МВД, а Дептранс в случае чего получит право прекратить эксперимент.