Bloomberg: через два месяца Европа рискует остаться без газа
Лента новостей
Запасы топлива снижаются, а впереди еще два зимних месяца. К концу марта уровень запасов в хранилищах может упасть до исторического минимума в 15%, подсчитали аналитики
Обновлено в 20:20
Европа рискует остаться без газа в самые холодные месяцы: его запасы в хранилищах к концу марта могут упасть до 15%, это будет антирекордом. Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на данные аналитиков Wood Mackenzie.
Сейчас европейские хранилища заполнены на 56% — это ниже среднего показателя за последние десять лет.
Спасти положение европейцев может Россия — для этого «Газпрому» нужно увеличить поставки топлива как за счет старых газопроводов, так и за счет «Северного потока — 2», отмечает информагентство. При этом ситуация для российской корпорации благоприятная: цена за тысячу кубометров газа на днях снова превысила тысячу долларов.
О том, будет ли сейчас «Газпром» пересматривать контракты, рассуждает независимый аналитик Александр Собко:
— Все зависит от погоды, и это традиционный фактор неопределенности. К примеру, прямо сейчас и буквально в последние дни в Европе была очень теплая погода, и мы видим, что отборы из газохранилищ вообще отсутствуют и практически даже было небольшое увеличение объемов. Если посмотреть исторически, от нынешнего периода до конца отопительного сезона, то примерно такой объем газа, который сейчас находится в европейских хранилищах, и использовался в предыдущие годы. То есть нынешнего объема должно хватить под завязку. Тут есть два момента. Во-первых, никогда под завязку газ не используют, за исключением каких-то единичных годов: в определенных хранилищах Великобритании, например, такое было, и всегда обычно старались оставлять около 25 млрд кубометров газа в запасе, то есть никогда ниже этого не опускалось. А второй момент — это то, что никогда «Газпром» не поставлял так мало газа. Мы видим огромное снижение, Ямал — Европа практически отсутствует, по украинскому направлению с начала года снизился объем в два раза. По сумме факторов — да, если не установятся до базовых, то в какой-то момент ситуация уже будет напряженная.
— Может быть, «Газпром» пересмотрит решение и все-таки пойдет на увеличение поставок?
— Формальное объяснение такое, что мы выполняем долгосрочные контракты, хотите — подписывайте новые контракты. Есть факторы прочие, связанные с «Северным потоком — 2». Что касается цены, нужно понимать, что высокая цена связана с тем, что на рынке дефицит газа. Если, например, «Газпром» добавит больше газа на спотовый рынок, это приведет к тому, что цены упадут. Если «Газпром» рассматривать просто как экономического агента, как компанию, которая максимизирует свою прибыль, он делает все правильно.
Возможно, теперь дефицит газа заставит европейцев пересмотреть свои решения, считает замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач:
Алексей Гривач замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности «Если будет очень тепло, как, например, в Новый год было в Европе (из-за этого цены упали), может, и проскочит. Но это, знаете, такой русский авось, не совсем свойственный европейской культуре. Второй момент — это сами заявки импортеров, того же «Газпрома», по долгосрочным контрактам, которые снижались в конце прошлого года из-за того, что они выбрали значительные объемы до этого. И, насколько я понимаю, они не растут сейчас, что и приводит к некоторому снижению физических поставок через Украину. Вопрос в том, готовы ли те же самые европейские клиенты — компании и правительства — санкционировать новый контракт, чтобы произошло увеличение поставок. Мы всегда говорили, что для нас долгосрочные взаимоотношения — это база, мы вкладывали в инфраструктуру в том числе с расчетом на долгосрочную отдачу. Это с той стороны, со стороны Еврокомиссии, были поптки подорвать эту систему и монетизировать так, чтобы создать сложности для экспортеров газа на европейские рынки. Наверное, эти подходы должны как-то меняться немножко, в том числе для того, чтобы поощрять европейских экономических игроков на газовом рынке и стимулировать заключение новых контрактов».
С конца прошлого года биржевые цены на газ в Европе побили несколько рекордов. Стоимость тысячи кубометров 21 декабря превысила 2 тысячи долларов. По оценке Fitch, цены пошли вверх из-за снижения прокачки по газопроводу Ямал — Европа, отсрочки запуска «Северного потока — 2» и прогнозов погоды для Европы, где ожидаются сильные холода.
В интервью РБК глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что высокие цены на голубое топливо сложились из-за энергетического кризиса в Европе, падения добычи газа в регионе, а также отказа Еврокомиссии от долгосрочных контрактов в пользу спотовых.