Бум онлайн-образования: от реальных курсов для смены профессии до «разводов» от сомнительных инфобизнесменов
Лента новостей
Рост рынка EdTech в пандемийном 2020 году составил 30-35%, в 2021 году рынок вырос еще на 35-40%. Такого бума нет ни в одном другом сегменте. Какие тренды сейчас в онлайн-образовании? Как отличить реальных экспертов от инфоцыган?
EdTech происходит от английского education — «образование» и technology — «технологии». По итогам 2020 года после всеобщей дистанционки размер этого рынка составил 53-54 млрд рублей. За четыре года он вырос в 2,5 раза. Суммарная выручка топ-100 таких компаний за второй квартал 2021 года составила почти 15,5 млрд рублей. Это почти в два раза больше, чем годом ранее.
Как писало РБК, самую крупную долю по объему выручки представляет бизнес, обучающий цифровым профессиям и IT. Большая часть приходится на Skillbox и GeekBrains, входящие в состав VK и «Яндекс.Практикум». Последняя платформа учит цифровым профессиям: разработчик, аналитик, дизайнер, менеджер проектов, маркетолог. Многих выпускников потом забирает себе непосредственно «Яндекс». Число желающих учиться за последний год удвоилось, говорит руководитель «Яндекс.Практикума» Евгений Лебедев:
Евгений Лебедев руководитель «Яндекс.Практикума» «По нашим оценкам, рынок получения новой цифровой профессии в этом году вырос примерно в два раза. Знаем, что в течение полугода после выпуска из «Практикума» 71% выпускников трудоустраивается в IT по той специальности, по которой мы их учили. Наши основные потребители — это люди, половина из регионов, половина из столиц, которые недовольны по тем или иным причинам своей работой. Много людей возраста 40 лет, которые в 90-е были вынуждены идти работать куда-то, где они могли заработать, при этом их всегда интересовало что-то другое. Это часто люди с инженерным или математическим образованием. У нас надо потратить в среднем около 100 тысяч рублей за восемь-десять месяцев обучения. Мы сравниваем эту стоимость в первую очередь с потенциальной зарплатой, которую человек будет получать через два-три года работы в новой отрасли. Это всего 8% от будущей годовой зарплаты».
Люди начинают верить, что можно, имея опыт работы от пяти до семи лет в какой-то сфере, резко поменять профессию, рассказывает генеральный директор образовательной платформы GeekBrains Александр Волчек. По его словам, у половины обучающихся в GeekBrains уже есть высшее образование. Самые популярные программы связаны с аналитикой, программированием, дизайном, маркетингом, управлением:
Александр Волчек генеральный директор образовательной платформы GeekBrains «Важно понимать, что есть получение профессии и получение знаний. Образовательные цели разные. Есть люди, которые хотят снова получить профессию, есть люди, которые хотят изменить доход. Если это связано с профессией и с фундаментальным образованием, то это программы длительностью от 9-12 месяцев. Есть программа на три года. Если люди пришли получить небольшие знания или быстрое повышение квалификации, есть и интенсивы в несколько дней, и различные часовые мероприятия, есть курсы на месяц, два, три. У нас десятки тысяч человек учатся на длительных программах обучения. При этом все же сотни тысяч человек проходят в том числе небольшие курсы по программированию, или по маркетингу, или по дизайну. Ежемесячная цена — от 2 тысяч до 10 тысяч рублей».
Эксперты говорят: главная проблема, что стандарты качества на рынке еще не заданы. Если в США, например, у пользователей уже сформировались высокие требования к образовательным продуктам, то в России пока только становление рынка. Поэтому в России инстаграм-блогеры готовы продать любой курс на любую тему. Многие пытаются помочь своим клиентам обрести осознанность. Часто это не имеет ничего общего с настоящим образованием. «Помогу найти главное предназначение — быть собой», «Со мной растут в десять раз в счастье и без стресса» — это все из описаний профилей мотивационных ораторов в соцсетях. Правда, те, к кому Business FM обращалась, в комментариях отказывали.
Не стал говорить с радиостанцией и автор шестинедельного онлайн-курса «Как снова почувствовать драйв и радость от жизни» Владимир Яковлев. Вообще, он известный медиаменеджер, основатель и первый главный редактор издательского дома «Коммерсантъ». Но онлайн он делится не своими познаниями в медиаменеджменте. Как пишет на своем сайте Яковлев, он более 30 лет занимался всеми мыслимыми и немыслимыми духовными практиками. Теперь пришло время делиться опытом. Курс «стандарт» на три месяца от Яковлева стоит 199 долларов. Уроки, лекции, эфиры. Для тех, кто выберет пакет «Премиум» за 265 долларов на полгода, — ответы на вопросы во время лекций, закрытый чат в Telegram, консультации в мини-группах.
Разоблачить многочисленных гуру осознанности и прочих практик попыталась Ксения Собчак. В середине декабря вышло ее расследование «Как инфоцыгане продают воздух: разбираем схемы продаж и их курсы». У видео больше шести миллионов просмотров. Собчак отмечает, что подсчитать доходы в этой сфере сложно: не все инфобизнесмены о них отчитываются. Кто-то, наоборот, публично преувеличивает заработок. Сама Собчак оценивает объем этого рынка в 35 млрд рублей за 2020 год. К примеру, в сумму от 3 млрд до 4 млрд она оценивает годовые доходы популярного автора марафона личностного роста Елены Блиновской. В Instagram у нее больше шести миллионов подписчиков. Собчак использует в отношении инфобизнесменов термин «инфоцыгане». За это в Сети ее уже успели обвинить в разжигании ненависти. Но вообще, термин «инфоцыгане» уже не новый.
В ролике Собчак обрушивается с резкой критикой на предпринимателя Аяза Шабутдинова, основавшего компанию «Like Центр», которая проводит курсы и тренинги для бизнесменов. У этой бизнес-школы офис в столичном «Сити». РБК пишет, что выручка этой компании в третьем квартале 2021 года — больше 2 млрд рублей. Годом ранее было в пять раз меньше. В руководстве компании Business FM рассказали, что фокусируются в основном на малом бизнесе. Преподают предприниматели, передают опыт будущим коллегам. Обещают не классическое образование и теорию, а практические механики и методики. Полугодовые курсы стоят около 50 тысяч рублей. Вот как на обвинения отвечает директор по развитию территорий технологической образовательной компании для предпринимателей «Like Центр» Алексей Гусаков:
— Тренд про инфоцыганство витает вокруг нас, и мы поняли, что нужно отстраиваться и доносить людям мысль, что мы — это не они. Когда люди будут иметь возможность в каждом городе России прийти в наш кампус, увидеть нас живьем, познакомиться с участниками наших программ, на мероприятиях смогут услышать о результатах.
— Какие-то гарантии даете своим клиентам?
— Рост доходов тех ребят, которые проходят нашу программу, это метрика. Насчет гарантий, наш, наверное, самый популярный на сегодняшний день учебный курс «Скорость» всегда предполагает, что можно вернуть деньги, если вы не достигли целей. Там длительный период, мы возвращаем активно деньги.
Эксперты не советуют проходить курсы у крупных блогеров, которые условно за десять дней обещают дать знания в новых профессиях и возможность хорошо зарабатывать с нуля. Продолжает специалист по продвижению в соцсетях, продюсер Анастасия Савчук:
Анастасия Савчук специалист по продвижению в соцсетях, продюсер «В мягких нишах — это психология, астрология и прочее — сложно понять, сможет ли дать человек знания или нет. Рекомендую обязательно проверять наличие образования, сертификата, желательно не 20-летней давности, а актуального. Искать реальные отзывы не только на страничке экспертов социальной сети, но и еще в интернете. То что выставляет эксперт, — это его лицо, и, соответственно, может ложь выдавать за правду, отзывы могут быть сфабрикованными. Количество аудитории, которая проходит ту или иную программу в онлайне, тоже о чем-то говорит. Если человек с аудиторией 500 подписчиков выставляет цену на свой курс в миллион рублей и заявляет, что он из всех сделает предпринимателей, а сам таким не является, это тоже должно настораживать. Конечно, бывают нишевые эксперты с небольшой аудиторией, которые действительно дают хорошие результаты, но это скорее исключение из правил».
По словам опрошенных Business FM экспертов, раньше на рынок инфобизнеса могли зайти даже те эксперты, которые не обладают высоким качеством знаний. Но сейчас потребитель пытается разбираться, прежде чем отдавать деньги.