МС-21 поставили на «черное крыло» и выделили еще 61 млрд рублей на его разработку
Лента новостей
На разработку альтернативы американским композитам Минпромторг потратил 4,4 млрд рублей. Самолет с крылом отечественного производства совершил первый полет 25 декабря
Обновлено 27 декабря в 14:40
В субботу, 25 декабря, в воздух поднялся российский самолет, созданный с использованием российских композитных материалов. Ранее для него закупали иностранные композиты, но от этого из-за санкций пришлось отказаться.
Уже не все помнят, что означает название российского лайнера. МС-21 — это магистральный самолет XXI века. Разработка началась в нулевых годах. И первоначально лайнер должен был быть новым «Яком». Но после того, как ОКБ имени Яковлева вошло в корпорацию «Иркут», название решили сменить.
Судьба МС-21 была непростой. Вспоминается, как в 2016-м после презентации самолета на Иркутском авиазаводе на тот момент премьер-министр Дмитрий Медведев выразился так: «Ну что, круто».
Оказалось — не очень, потому что главным препятствием стали санкции. В 2018 году их ввели против компании «Аэрокомпозит». Из-за этого она лишилась возможности закупать импортное сырье для так называемого черного крыла, выполненного с применением легких композитных материалов. Для того чтобы довести проект до конца, потребовалось создать собственное производство. Об итогах рассуждает кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ Сухого Вадим Лукашевич.
Вадим Лукашевич кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ Сухого «Мы тогда озаботились созданием собственных технологий. То, что нужно было делать изначально. На это тоже ушли миллиарды рублей, соответственно, мы на этом потеряли навскидку порядка двух лет и в итоге сделали наше композиционное крыло. Сейчас самолет полетел — и очень много победных реляций, что вот, мы сделали и прочее, прочее. Но оно тяжелее. То есть это наши самые суперсовременные отечественные инновации, но в итоге крыло получилось на 300 килограммов тяжелее, чем крыло, созданное по зарубежным «устаревшим» технологиям».
27 декабря премьер Мишустин поздравил всех причастных к проекту и объявил о выделении дополнительного финансирования:
25 декабря МС-21 с крылом российского производства впервые поднялся в воздух. Как сообщили в «Ростехе», общая доля композитных материалов в конструкции лайнера составляет 40%. И это рекорд для среднемагистральных самолетов. В Минпромторге заявили, что в ближайшее время планируют получить сертификат. Но, судя по заявлениям корпорации «Иркут», речь идет о самолетах с крылом из иностранных композитов, которые закупали до санкций, и с американскими двигателем производства Pratt & Whitney. Но в любом случае наш авиапром сделал заявку на конкуренцию в самом массовом сегменте лайнеров, замечает главный редактор портала Аvia.ru Роман Гусаров.
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Это самый распространенный класс самолетов в мире, к нему относятся самолеты Boeing 737 и А320. Эти самолеты были созданы несколько десятилетий назад, и они регулярно модернизируются. МС-21 — это единственный самолет в данном классе, который создан в XXI веке с нуля, и это дает ему огромное преимущество, потому что модернизационный потенциал и Boeing, и Airbus уже исчерпан. Все основные узкие места, которые могли бы воспрепятствовать выходу этого самолета на линии, уже ликвидированы».
На разработку российских композитов для лайнера потратили 4,4 млрд рублей. Что, кстати, не так уж много, если посмотреть на все траты на создание надежды нашего авиапрома — их Счетная палата оценивала в 438 млрд. В будущем МС-21 оснастят и отечественной силовой установкой ПД-14 (аббревиатура означает «перспективный двигатель»). И после этого самолету придется пройти новую сертификацию. Как говорили в «Иркуте», ожидается, что она пройдет до конца следующего года. И только в 2024 году, возможно, будут первые поставки лайнера авиакомпаниям — и с отечественным крылом, и с российским двигателем. По крайней мере, пока просматривается такая перспектива.