«Новатэк» первым в России заключил соглашение на экспорт водорода в Европу
Лента новостей
Поскольку транспортировать чистый водород дорого и опасно, его будут поставлять в виде аммиака. Зачем европейцам водород и может ли этот энергоресурс потеснить растущий в цене газ?
«Новатэк» первым из российских компаний заключил соглашение об экспорте водорода в промышленных объемах, подписав контракт с немецкой Uniper, сообщает «Коммерсантъ».
Производить водород «Новатэк» будет из газа с использованием технологий улавливания и хранения CO2. Водород с таким химическим составом еще называют голубым. Поскольку для экспорта чистого водорода сейчас нет соответствующих мощностей, российская компания преобразует его в жидкий аммиак. Прибывать энергоресурс по морю будет в терминал партнера Uniper, который находится в городе Вильгельмсхафен на северо-западе Германии. Уже там немецкий заказчик сделает из аммиака азот и газообразный водород. А затем направит последний конечным клиентам.
Местом изготовления голубого аммиака станет будущий проект «Обский газохимический комлпекс» на Ямале. По данным «Ъ», ежегодно завод будет поставлять за границу 1,2 млн тонн смеси. Однако все это произойдет не раньше 2026 года. Да и не факт, что к тому времени у «Новатэка» не сменится потребитель. Ведь соглашение с Uniper не является твердым контрактом и необходимо лишь для того, чтобы дать старт инвестициям в российский водородный проект. Говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Это обязывающее соглашение, которое будет учитываться в принятии финального инвестиционного решения по «Обскому ГХК». Это не значит, что немцы получат этот самый аммиак. Это во многом пока еще демонстрация технологической возможности, что это реализуемо. Они будут прощупывать, насколько рынок готов с аммиаком работать. Есть версии, что раз уж аммиак сделали, то надо [его] больше использовать для химической промышленности или для удобрений, чем делать водород. Зачем это нужно европейцам? Ну, они увлеклись темой водорода. Сейчас есть водородная стратегия и у ЕС, и у отдельных европейских стран».
Стратегия, которую упоминает эксперт, затрагивает и Европейский зеленый курс. По одному из его пунктов ЕС должен к 2030 году уменьшить долю вредных выбросов с 75% до 60%. А к 2050-му и вовсе достигнуть углеродной нейтральности. Поскольку сокращать выбросы парниковых газов надо уже сейчас, европейские страны соглашаются на импорт «грязного» водорода, которым и является голубой аммиак «Новатэка». Хотя в том же меморандуме, который российская компания подписала с немецким партнером в сентябре, речь шла в том числе о «зеленом» водороде, получаемом из воды при помощи энергии солнца и ветра. Но его поставки Европе не совсем выгодны, так как они навяжут конкуренцию национальным проектам в области экологически чистой энергетики. Да и обходится «зеленое» топливо дороже, говорят эксперты.
На этом фоне у водородного импорта возникает сразу несколько плюсов. Поскольку водородного рынка в принципе еще не существует, то и о серьезной конкуренции с зарубежными компаниями говорить не приходится. Кроме того, водород в теории сможет хотя бы частично компенсировать нехватку газа, цены на который ежегодно растут в преддверии холодов. С другой стороны, у такого вида энергозамещения могут быть риски, отмечает заместитель генерального директора, аналитик Института национальной энергетики Александр Фролов:
Александр Фролов заместитель генерального директора, аналитик Института национальной энергетики «Если газ будет активно вытесняться водородом, значит, риски переинвестирования или недоинвестирования в добычу будут крайне высоки. Поэтому на самом деле развитие данных альтернативных отраслей, [согласно] наиболее радикальным прогнозам, может привести к подорожанию углеводородного сырья, а не к его удешевлению. И в этом плане могут упасть объемы поставок газа того же, а цены при этом вырасти».
«Новатэк» же за счет будущего водородного проекта сможет снизить так называемый углеродный налог, который ЕС обещает ввести с 2023 года. А также улучшить свой «зеленый» международный имидж и привлечь иностранных инвесторов. Еще это позволит отчитаться перед государством, которое обеспечило проекту «Новатэка» «Ямал СПГ» ощутимые налоговые послабления и помогло субсидиями. Правительство поддерживает в рамках дорожной карты развития водородной энергетики 2020-2024 годов и «Газпром» с «Росатомом». На их атомных электростанциях пилотные водородные установки должны быть запущены уже через три года.