Ликвидирован пожар корвета «Проворный» на «Северной верфи» в Петербурге
Лента новостей
По факту пожара возбуждено уголовное дело, предварительная версия — нарушение техники безопасности. Это не первый пожар на предприятии «Северная верфь» — какую системную проблему он обнажил?
Пожар на строящемся военном корабле ликвидирован, проводится проливка конструкций, сообщает «Коммерсантъ». Подчеркивается, что превышения концентрации вредных веществ в воздухе не зафиксировано.
В Петербурге на «Северной верфи» вчера вечером загорелся строящийся для Минобороны новый военный корвет «Проворный», сообщала «Фонтанка».
Предварительно, корпус цел, но серьезно пострадала надстройка и главное антенно-мачтовое устройство корабля. Удастся ли его восстановить, пока непонятно, размер ущерба оценят после завершения проверок.
«Проворный» строят восемь лет и его должны были передать военно-морскому флоту в конце следующего года. Это небольшой корвет 20 метров на 118, корабль проекта 20385 второй из серии. Он оснащен управляемыми крылатыми ракетами, сверхдальнобойной зенитной системой и мощным радиолокатором, способным засекать цели за сотни километров. Его заложили в 2013 году. В 2019 был технический спуск на воду. В том же году верфь посещал президент Путин, ему доложили, что на кораблях такого типа в перспективе могут разместить гиперзвуковые ракеты «Циркон».
«Проворный» предназначен для патрулирования ближней морской зоны. После завершения строительства, в конце 2022 года, корвет должен был войти в состав флотилии сил Тихоокеанского флота ВМФ России на Камчатке. Ранее в Петербург даже приезжал экипаж, сформированный под корвет на Тихоокеанском флоте — их учебная программа включала отработку борьбы за живучесть корабля.
Судя по контрактам Минобороны на аналогичные корветы, «Проворный» стоил около 30 миллиардов рублей.
Возгорание произошло около семи вечера на верхней палубе.
Очаг обнаружили в рубке главного командного поста. Затем огонь перекинулся по строительным лесам на башенно-мачтовую конструкцию. На пике площадь возгорания достигла 800 квадратных метров. Пожару присвоили повышенный ранг сложности, пишет «Коммерсантъ».
Внутри рубки было несколько газовых баллонов, но взрыва удалось избежать. Работу пожарных осложняло и большое количество лакокрасочных материалов на борту — корабль находился на покраске. На тушение ушло больше трех часов.
Как добавляет «Коммерсантъ», в результате пострадали три человека, тяжелораненых нет. Предварительная причина возгорания — нарушение техники безопасности. Прокуратура проводит проверку по факту пожара на корвете.
О сегодняшних проблемах со строительством военных кораблей рассказывает гендиректор компании «Балтспецфлот» Андрей Шпигель:
Андрей Шпигель гендиректор компании «Балтспецфлот» «У нас по городу, особенно в Московском районе, стоят рекламные щиты, которые проплачивает «Северная верфь»: «Приходите к нам, сборщики, сварщики нужны». Суда, бывает, ремонтировать некому. Нет специалистов в нужном количестве, вот и набирают с Дальнего Востока, из Узбекистана у нас варят корабли, украинцы, молдаване, белорусы — да кто угодно! У нас что, в городе нет специалистов? А нет, все развалено! О какой технологии тогда можно говорить? Есть привлечение каких-то частных организаций. А частные организации — это не заводские люди, они будут действовать так, как им выгодно, втихую и так далее. Их тоже можно понять. Им дают такие планы, что дальше ехать некуда, убили флот напрочь. А пожары... Ну, надстройку отремонтируют, сделают новую. Главное, что корпус есть, двигатели стоят и так далее. Не знаю, что там сейчас внизу, в трюмах, в отсеках, в каком состоянии сейчас электропроводка, электродвигатели и различного рода оборудования. Это все будет опять проверяться, тестироваться. Это, конечно, трагедия для завода. Тем более, что деньги завод теперь будет изыскивать самостоятельно, потому что никакое Минобороны денег не даст. Но это вина не Минобороны, а завода. Поэтому, не знаю, будут каким-то образом перебрасывать деньги с одного заказа на другой. Но то, что корабль будет построен, я не сомневаюсь».
Срок сдачи «Проворного» переносился уже несколько раз. Последний — в прошлом году по инициативе госзаказчика.
В этом феврале тушили атомный ледокол «Урал». Ущерба нет. Но это было третье возгорание корабля с 2019 года. Сроки его сдачи также перенесли на 2022 год.
Самый известный в России пожар на верфях — возгорание авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в декабре 2019 года. Власти тогда оценили ущерб в 500 млн рублей, а СМИ писали о 95 млрд рублей.
Инцидент с «Проворным» не критичный, считает военный обозреватель Александр Гольц:
— У нас нет никакого представления о том, какие повреждения случились в результате пожара. При этом нет никакого доверия к тем заключениям, к тем заявлениям, которые были бы сделаны на сей счет. Достаточно вспомнить, насколько различались официальные заявления по поводу пожара на «Адмирале Кузнецове», и сметы, которые были выставлены потом. А «Объединенные судостроительные компании» по ремонту и восстановлению авианосца? Я думаю, здесь будет то же самое. Ведь это же не единственный случай, то есть смещение по шкале в другой год — это регулярная практика российского оборонно-промышленного комплекса. Остается только загадка, как при этом ежегодно рапортуют о выполнении гособоронзаказа на 99%. Перенос сроков сдачи флоту одного корвета — это небольшая проблема. У нас все строительство надводных кораблей — это долгострой по 10-15 лет.
— А последствия?
— Да никаких. Если искать первопричины, то они в культуре производства. Бюрократическими методами, на которые только российская власть и способна, ничего решить нельзя.
Северная верфь входит в «Объединенную судостроительную корпорацию». Компания назначит комиссию для оценки ущерба и выяснения всех обстоятельств инцидента. В зависимости от этого сроки сдачи корвета могут снова быть перенесены.