16+
Четверг, 26 декабря 2024
  • BRENT $ 73.24 / ₽ 7295
  • RTS878.30
10 декабря 2021, 18:27 Право

Две экспертизы в деле Ильназа Галявиева. Защита заявила о нарушении прав фигуранта

Лента новостей

Экспертиза признала вменяемым Ильназа Галявиева, обвиняемого в массовом расстреле людей в казанской гимназии этой весной. Защита в этом сомневается. Адвокат юноши Владимир Богдан заявил Business FM о манипуляциях со стороны следствия

Ильназ Галявиев.
Ильназ Галявиев. Фото: Егор Алеев/ТАСС

Следственный комитет предъявил в окончательной редакции обвинение 19-летнему Ильназу Галявиеву, который убил девять и ранил более 20 человек в гимназии № 175 в Казани в мае 2021 года. Повторная экспертиза признала его вменяемым. Ожидается, что в ближайшее время обвиняемый и его адвокаты, а также потерпевшие приступят к ознакомлению с материалами дела.

Однако, как заявил Business FM адвокат обвиняемого Владимир Богдан, здесь все не так однозначно. Он рассказал, что первоначальное исследование признало молодого человека невменяемым. Однако следствие вот уже несколько месяцев не допускает к Галявиеву нанятых ему родственниками адвокатов, не дает знакомиться с документами, а арестованный не получает письма от родителей.

О предъявлении Галявиеву обвинения в окончательной редакции сообщила официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко. По ее словам, на основании собранных по уголовному делу доказательств Галявиеву инкриминировали несколько статей УК РФ: убийство и покушение на убийство двух и более лиц, в том числе малолетних, совершенные общеопасным способом, изготовление и хранение взрывчатых веществ и взрывного устройства, умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества (ч. 2 ст. 105, ст. 30, ч. 2 ст. 105, ч. 1 ст. 223.1, ч. 1 ст. 222.1, ч. 2 ст. 167 УК РФ).

События, которые легли в основу уголовного дела, произошли 11 мая примерно в 9:30 утра. Девятнадцатилетний Галявиев, выпускник гимназии № 175 Казани, пришел в учебное заведение с ружьем и самодельной гранатой. Взорвав входную дверь, он начал расстреливать учеников и учителей. В результате девять человек, из них семеро детей, погибли, более 20 были ранены.

При этом за 20 минут до трагедии Галявиев завел телеграм-канал, в котором объявил себя богом, сфотографировался в маске с соответствующей надписью и сообщил, что идет в школу убивать. Незадолго до случившегося юноша из-за неуспеваемости был отчислен с четвертого курса колледжа Татарского института содействия бизнесу, где учился на IT-специалиста. После задержания Галявиева в его квартире было найдено большое количество патронов и деталей для изготовления взрывного устройства.

Советский районный суд Казани 12 мая арестовал молодого человека. Дело передали для расследования в центральный аппарат СК России. «Согласно материалам уголовного дела, причиной трагических событий явилось стремление Галявиева подражать действиям неформальных представителей одной из деструктивных субкультур, сведения о которых он почерпнул из сети Интернет, скопировав их поведение при нападении», — сообщила Светлана Петренко.

В июне Общественная наблюдательная комиссия сообщила, что психиатрическая экспертиза признала Галявиева невменяемым. В этом случае молодой человек мог бы избежать срока, а суд обязан был бы направить его на принудительное лечение. Однако Следственный комитет сразу же опроверг эту информацию, а теперь однозначно заявил: «В соответствии с заключением комплексной психолого-психиатрической экспертизы Галявиев признан вменяемым и подлежащим уголовной ответственности».

Как рассказал Business FM адвокат Владимир Богдан, по делу было проведено две экспертизы. Первая действительно признала молодого человека невменяемым, вторая же пришла к противоположному выводу. При этом, по его словам, с тех пор как в сентябре родители наняли его и его коллегу Алексея Васильева защищать Ильназа Галявиева, адвокаты по соглашению не могут увидеть арестованного. Их не допускают к делу, ссылаясь на то, что фигурант якобы от них отказался.

Владимир Богдан адвокат «Я могу судить только со слов следователя, который не предъявлял мне никаких процессуальных документов, вместе с тем давал мне как защитнику следующие пояснения: первая экспертиза, проведенная в Институте имени Сербского, признала Галявиева невменяемым. Это достоверная информация, она была донесена до общественности. Решение было однозначное: он является невменяемым. В этой ситуации его родители наняли защитника, после чего началось противодействие следствия, выразившееся в отсутствии возможности адвокатам ознакомиться с постановлением о назначении экспертизы и с ее выводами. После чего была назначена повторная экспертиза, проведение которой было поручено питерским врачам. Институт точно не укажу, поскольку, повторюсь, я не был ознакомлен с постановлением [о назначении повторной экспертизы]. Под всякими предлогами первая экспертиза не была предъявлена ни [адвокату] Васильеву, ни мне. После проведения повторной экспертизы, как следует из пояснений следователя, он был признан вменяемым».

После этого, если верить следователям, Галявиев и отказался от нанятых ему близкими адвокатов. Впрочем, защитники в это не верят. Владимир Богдан подчеркнул, что заявление подследственного об отказе от адвокатов по соглашению следствие им так и не предъявило, а в письмах родителям молодой человек спрашивает, почему те не присылают ему адвоката.

«Письма его к родителям проходят. Но связь односторонняя. Я могу лишь предположить, что это делается сознательно для того, чтобы ограничить обвиняемого в возможности общения, — сказал Богдан. — Из его писем родителям следует, что он просит адвоката и просит возможности пообщаться с родителями. Он прямо спрашивает их: «Почему вы мне не пишете?».

Адвокат назвал неполучение арестованным писем от родных нарушением его прав.

Владимир Богдан полагает, что следствие сознательно не допускает в дело защитников по соглашению. «Ни меня, ни Васильева в дело не допускают, поскольку, на мой взгляд, ни он, ни я не демонстрируем лояльности и того поведения, которого ожидает от нас следствие. Мы задаем вопросы и намерены разобраться для себя, обвиняемого и родителей во всех обстоятельствах, влияющих на его судьбу. Но мы там не нужны, следствию нужны адвокаты, которые не будут задавать вопросы и позволят завершить дело в кратчайшие сроки» — такую точку зрения высказал Владимир Богдан.

В настоящее время, по информации адвоката, обвиняемый после проведения повторной экспертизы находится в СИЗО № 1 в Казани. Защитник пытался попасть к нему на свидание, однако не смог в связи с тем, что следователи сослались на отказ арестованного от его услуг.

СК сообщил, что в ближайшее время обвиняемый и защита, а также потерпевшие начнут ознакомление с материалами дела, после чего прокурор утвердит обвинительное заключение, а дело передадут в суд. Что ждет Галявиева?

По словам управляющего партнера адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федора Трусова, признание молодого человека вменяемым у него удивления не вызвало.

Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Заявит ли он ходатайство о слушании дела судом присяжных, нам неизвестно. Наверное, это не его случай. Скорее всего, суд будет в Казани. Это будет Верховный суд Татарстана. Конечно, ему светит пожизненное. Это будет жестко и демонстративно. У меня не было иллюзий о том, что его признают невменяемым, потому что если бы его признали таковым, то для всех бы означало, что он избежал ответственности».

При этом, по словам юриста, процесс могут закрыть. Формально — в целях безопасности или наличия в деле несовершеннолетних погибших. На самом деле — для того, чтобы «не провоцировать подобных персонажей на подобные поступки» и «не дать им минуту славы», отметил Трусов.

По закону, поскольку за совершенные преступления фигуранту грозит пожизненный срок, он может ходатайствовать о суде присяжных, а также о слушании дела судьей единолично или тройкой профессиональных судей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию